Река Волга: какие опасности она таит
Казалось бы, родная для многих россиян Волга изучена вдоль и поперек. Испокон веков люди путешествуют и перевозят грузы по этой естественной транспортной артерии. Течение великой реки полностью регулируется целым комплексом водохранилищ и гидроэлектростанций. Однако в СМИ регулярно появляются сообщения о различных несчастных случаях, произошедших на Волге. Под ее волнами таится немало опасностей, большинство из которых создали сами люди.
Немецкие мины
В 1942-1943 годах фашистские летчики сбросили на участок реки от Саратова до Астрахани сотни донных мин. Дело в том, что советские танкеры возили вверх по Волге азербайджанскую нефть, которая доставлялась в центральные районы страны водным путем. Германское командование намеревалось полностью перекрыть для СССР возможность транспортировки нефти. Чтобы добиться победы, немцам нужно было лишить Красную армию горючего. Поэтому немецкие пилоты бомбили и танкеры, и речные пристани, и фарватер.
Об этом подробно рассказали соавторы книги «Тень люфтваффе над Поволжьем. Налеты немецкой авиации на советские промышленные центры, 1942-1943» (Москва, 2014 г.) Дмитрий Дегтев и Дмитрий Зубов. Они отметили, что после завершения боевых действий на этом участке фронта советские саперы и тральщики сумели обезвредить 242 мины. Еще 20 фашистских снарядов, зафиксированных нашими постами наблюдения, обнаружить не удалось. А ведь их, наверняка, было больше: некоторые немецкие самолеты, сбрасывавшие свой смертоносный груз, могли остаться незамеченными.
То есть, где-то на дне Волги, полностью заилившись, лежат по сей день десятки боевых мин времен Великой Отечественной войны, оснащенных различными взрывателями, в том числе и акустическими. По данным исследователей, каждый такой снаряд обладает мощным зарядом, равным от 300 до 680 кг в тротиловом эквиваленте, что при взрыве гарантирует уничтожение практически любого речного судна.
Ледовые заторы
Писатель Александр Чернышев в своей книге «Погибли без боя. Катастрофы русских кораблей XVIII-XX вв.» (Москва, 2012 г.) рассказал о нескольких случаях, когда суда, находившиеся в устье Волги, были повреждены или уничтожены льдами. Например, в марте 1743 года такая незавидная участь постигла шмаки «Чепура» и «Лебедь». Бот «Соловей» тоже был затерт льдами, случилось это в октябре 1778 года. А в ноябре 1919 года по той же причине чуть не пострадал пароход «Коммунист».
Действительно, ледовые заторы серьезно осложняют судоходство в низовьях Волги. Данной проблеме посвящена совместная статья аспиранта Астраханского государственного технического университета Владимира Новикова и доктора географических наук Петра Бухарицина «Влияние гидрометеорологических факторов на работу портовых комплексов Астраханской области», которая вышла в журнале «Вестник АГТУ» (№ 2 за 2009 г.).
Исследователи отметили, что суровые морозы, периодически случающиеся в устье Волги, приводят к резким колебаниям уровня воды, обледенению самих судов и портовых механизмов. Например, если паром стоит у причала, то он может запросто примерзнуть к пристани, лишившись возможности отойти от берега.
К тому же, обледенение корабля снижает его устойчивость, что при штормовом ветре может привести к опрокидыванию судна.
Донные течения
Кандидат технических наук Елена Шумакова написала статью «Особые гидродинамические эффекты, возникающие при пропусках через гидроузлы», которая опубликована в журнале «Известия Самарского научного центра Российской академии наук» (том 12, № 1 за 2010 г.). Исследовательница отметила, что в результате работы гидроэлектростанций в волжской воде возникает целый комплекс длинноволновых возмущений.
Вода, которую сбрасывают ГЭС, серьезно увеличивает в этом месте скорость течения, причем не только на поверхности Волги, но и у самого ее дна. И хотя эти волновые возмущения постепенно затихают, они перестают фиксироваться лишь на расстоянии 8 км от водосливной плотины. В результате, на мелководье может размываться грунт и неукрепленные берега реки.
Затонувшие суда
Еще одна опасность, которую скрывают воды Волги, связана с множеством затонувших судов и завалами гниющих бревен, которые в советское время сплавляли по реке. Ржавеющие остовы кораблей загрязняют воду, как и остатки солярки, сочащейся из покореженных баков. Действующие теплоходы и грузовые суда рискуют серьезно повредить свои днища, напоровшись на груду железа.
Сколько всего затонувших кораблей скрыто в речной глубине, не знает никто. Их сотни, а может, и тысячи. Например, в 90-е годы ХХ века многие владельцы пришедших в негодность судов предпочитали просто затопить их, где придется, чтобы не тратить деньги на дорогостоящую утилизацию. Старые паромы, теплоходы, брандвахты, рыболовные шхуны – все они гниют где-то под водой, замедляя течение.
Кстати, в 2003 году на реке Кизань – одном из рукавов устья Волги – затонул плавучий завод «Дон». Через пять лет судно, длина которого составляет 72 метра, попытались поднять с помощью мощного крана «Волгарь», но безрезультатно – вес плавучего завода оказался слишком большим, тросы просто оборвались.
Мели и россыпи
Несмотря на то, что из бюджета России ежегодно тратятся значительные суммы на проведение дноуглубительных работ, в прессе регулярно появляются сообщения о судах, севших на мель на Волге.
Вообще, великая река никогда не была простой для судоходства. Так, даже знаменитый «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» в начале ХХ века сообщал читателям, что большие мели, расположенные в низовьях Волги, называются россыпями. У них даже были свои названия: «Княжья», «Харбайская», «Шадинская» и «Ракушинская». Эти россыпи существенно затрудняли судоходство.
И сегодня на Волге образуется немало мелей, о чем говорится в вышеупомянутой статье В.И. Новикова и П.И. Бухарицина. Исследователи отметили, что летом из-за недостаточного уровня воды многие суда вынуждены простаивать. Кроме того, к появлению мелей в районе портов приводит неаккуратная выгрузка и загрузка сыпучих веществ, которые тоннами попадают в реку.
Химикаты и сточные воды
Волжская вода опасна еще и тем, что в ней содержатся химические вещества, которые имеют высокую степень токсичности. Это неудивительно, ведь в бассейне великой реки сосредоточена почти половина всех промышленных и сельскохозяйственных предприятий России. А многочисленные города загрязняют Волгу своими стоками.
Аспирант Астраханского государственного технического университета Татьяна Дедикова и профессор Петр Бухарицин в соавторстве написали научную работу «Экологическое состояние реки Волги», которая вышла в «Вестнике АГТУ» (№ 1 за 2010 г.). В ней говорится, что качество воды в реке ухудшается с каждым годом по причине возрастающей антропогенной нагрузки.
«Загрязнение окружающей среды в пределах Волжского бассейна в 3-5 раз превышает средние показатели по Российской Федерации. Ресурсы экологически чистой воды составляют не более 3% от общих ресурсов поверхностных вод», – отметили Т.Н. Дедикова и П.И. Бухарицин.
Исследователи обнаружили, что в волжской воде многократно превышена допустимая концентрация хлоридов, сульфатов, солей аммония, нитритов и нитратов, а также фосфатов и нефтепродуктов.
Читайте наши статьи на Дзен