Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2021-08-17 15:02:19
Орынганым Танатарова

Каспий: почему по закону РФ это озеро считается морем

Седой Каспий полон загадок. Хотя авторитетные ученые из разных стран мира уже давно назвали этот уникальный водоем озером, в российском законодательстве он однозначно признан морем. Впрочем, все межгосударственные соглашения, принятые прибрежными странами, отражают двойственный характер Каспия. А международно-правовой статус данного водоема по ряду причин не совпадает с его фактической природой.

Каспийское озеро

Название федерального закона № 329-ФЗ от 1 октября 2019 г. «О ратификации Конвенции о правовом статусе Каспийского моря» говорит само за себя. Другие нормативно-правовые акты РФ также называют Каспий морем. Хотя в любом учебнике географии можно прочесть, что этот водоем – самое большое в мире бессточное озеро.

На самом деле, все очевидно. Географы всего мира считают, что море – это часть Мирового океана, обособленная возвышениями подводного рельефа или сушей. То есть, речь идет о водоеме, который непременно имеет выход в один из океанов. Например, Черное море связано с Атлантикой через проливы Босфор и Дарданеллы. Озеро же является внутренним водоемом.

Коллектив авторов учебного пособия «Естествознание и основы экологии» (М., 2007 г.) Р.А. Петросова, В.И. Сивоглазов, В.П. Голов и Е.К. Страут назвали озера «углублениями суши, заполненными водой». И самое крупное из них – Каспийское. Помимо того, что оно со всех сторон окружено сушей, из него еще и не вытекает ни одна река. Такие озера принято называть бессточными.

Впрочем, ошибочное представление о Каспии как о море возникло не случайно. В эпоху миоцена данный водоем являлся окраиной древнего океана Тетис. Через Кумо-Манычскую впадину он соединялся с Черным и Азовским морями. Но уже к началу плиоцена всякая связь с ними была утрачена. Поэтому Каспий, фактически превратившись в озеро, сохранил некоторые морские черты:

— внушительный размер;

— характерную флору и фауну;

— дно, выложенное земной корой океанического типа.

Несмотря на то, что Волга и другие реки постоянно несут в Каспий пресную воду, сам водоем остается солоноватым, поскольку изначально являлся морем. По оценкам экспертов, на сегодняшний день соленость воды Южного Каспия (11-13 промилле) в разы меньше, чем в Средиземном море (36-39 промилле).

То есть, Каспий можно было называть морем, но никак не ранее 5, 333 миллиона лет назад.

Так сложилось в СССР

Итак, гидрологи и географы однозначно признают этот уникальный водоем озером, но не все так просто. Международно-правовой статус Каспия заметно отличается от его научного определения. В официальных документах и нормативно-правовых актах можно увидеть следующие категории: «пограничное озеро», «море», «внутреннее море», «внутриконтинентальный водоем», «кондоминиум» и даже «море-озеро».

Заведующая отделом «Северный Кавказ» Института кавказоведения НАН Азербайджана Лилия Мирзазаде посвятила данной теме статью «Каспийская дилемма и перспектива сотрудничества стран Прикаспийского региона», которая вышла в пражском журнале Sciences of Europe (№ 27-1 за 2018 г.). Исследовательница отметила, что еще в 1881 г. совместная пограничная комиссия разделила Каспий на две зоны влияния: российскую и иранскую. А в 1921 г. Советская Россия фактически пролонгировала этот договор, проведя водную границу по линии: Астара – Гасан-Кули.

«Последующие договоры между Союзом Советских Социалистических Республик и Ираном: «О торговле, мореходстве и заселении» (1935 г.); «О торговле и мореплавании» (1940 г.) подчеркивали, что Каспий является Советско-Иранским морем. Кроме всего, таким образом, Каспию был определен статус моря», – написала Л.Ф. Мирзазаде.

Затем российская правовая система просто продолжила сложившуюся в СССР практику.

Борьба за ресурсы

После распада Страны Советов вопрос о международно-правовом статусе Каспия приобрел особое значение. В конце XX в. древний водоем стал омывать берега пяти независимых государств: Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркменистана. Возникла необходимость определить правила использования богатых недр и биоресурсов, которые устроили бы все вышеперечисленные страны. И этот аспект был напрямую увязан с ответом на вопрос: море или озеро.

А делить было что. Местные ресурсы имеют большое значение для мировой экономики. Об этом доктор экономических наук Станислав Жизнин написал в статье «Нефть и газ Каспия: интересы региональных и внерегиональных стран», которая опубликована в «Журнале прикладных исследований» (№ 1 за 2010 г.).

«Очевидно, что после преодоления финансово-экономического кризиса и по мере роста цен на углеводороды роль региона для глобальной энергетики будет возрастать. У прикаспийских стран появляются все большие экспортные возможности по нефти (Азербайджан, Казахстан) и природному газу (Туркменистан, Азербайджан, Казахстан)», – отметил С.З. Жизнин.

Не стоит забывать и о богатых биоресурсах Каспия. Помимо осетровых здесь обитают промысловые виды рыб: сельдь, килька, белорыбица, карп и окунь.

Долгие переговоры

Переговоры о статусе Каспия велись не одно десятилетие. Ведь если бы этот уникальный водоем был признан озером, то согласно международному праву, он бы автоматически стал общей собственностью всех пяти прибрежных государств. И тогда любые геологоразведочные работы, не говоря уже о добыче ресурсов, должны были бы согласовываться со всеми пятью странами.

С другой стороны, закрепление за Каспием морского статуса предоставляло каждому прибрежному государству возможность свободно пользоваться ресурсами, но лишь в пределах территориальных вод. А на всю остальную акваторию распространялись бы нормы международного морского права. И здесь тоже возникало немало подводных камней.

Ни один из вариантов не устраивал одновременно все пять прибрежных государств.

По словам Л.Ф. Мирзазаде, азербайджанцы предлагали назвать Каспий пограничным озером, а представители Казахстана – замкнутым морем. Но, по сути, обе страны планировали разделить уникальный водоем на национальные сектора. После многочисленных встреч и согласований Россия внесла на обсуждение свой вариант: разграничить лишь дно Каспия, а его акваторию оставить общей для всех прибрежных стран, чтобы не препятствовать развитию судоходства и рыболовства.

Таким образом, к 2018 г. в результате двухсторонних соглашений Северный Каспий был фактически разделен на национальные сектора между Казахстаном, Россией и Азербайджаном. Оставалось лишь договориться с Ираном и Туркменистаном.

Морская вода и озерное дно

Конвенция о правовом статусе Каспийского моря была подписана главами всех пяти государств 12 августа 2018 г. в г. Актау (Казахстан). В ее основу был положен российский вариант соглашения. И хотя этот документ не ответил на главный вопрос – море или озеро – он устроил все прибрежные страны.

Так, в статье 1 Конвенции говорится: «Каспийское море – окруженный сухопутными территориями Сторон водоем, берега которого нанесены на морские навигационные карты…». То есть, Каспий получил особый статус, совмещающий в себе категории «море» и «озеро», но не соответствующий ни одному из них в полной мере. Этот факт кандидат юридических наук Мехрибан Гулиева отметила в статье «Долгожданная конвенция о правовом статусе Каспийского моря: правовой анализ содержания», которая вышла в журнале «Образование и право» (№ 2 за 2019 г.).

По мнению исследовательницы, двойственное определение международно-правового статуса Каспия «… исключило применение к нему положений делимитации морей согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., а также особенностей раздела озер по принципу срединной линии».

Согласно Конвенции, территориальные воды каждой прикаспийской страны заканчиваются в 15 милях от берега. Большая же часть акватории осталось общей для всех государств-соседей. Причем, ходить по уникальному водоему могут лишь суда под флагами Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркменистана. Таким образом, Каспий полностью закрыт для иных стран.

Если акватория уникального водоема используется на принципах морского права, то его дно полностью разделено на национальные сектора, как если бы Каспий был официально признан озером.

Пункт 1 статьи 8 Конвенции о правовом статусе Каспийского моря гласит: «Разграничение дна и недр Каспийского моря на секторы осуществляется по договоренности сопредельных и противолежащих государств с учетом общепризнанных принципов и норм международного права…».

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: