Тайна усыновления: почему ее разглашение грозит уголовная ответственность
Новость о том, что он не является родным, способна нанести усыновленному ребенку непоправимый ущерб. Именно поэтому сообщить ребенку о том, что он не является кровным родственником, могут только усыновители. По этой же причине иные лица, которые донесли подобную информацию до усыновленного, несут за это уголовную ответственность.
Охрана тайны усыновления
Как отмечает в издании «Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации» О. Н. Низамиева, не всегда усыновление представляет тайну для усыновленного. Так, ни о какой тайне не может идти речь, когда ребенок знает о существовании биологических родителей и помнит их. Кроме того, согласно статье 132 Семейного кодекса РФ, при усыновлении ребенка старше 10 лет, усыновителям необходимо получить согласие на это самого ребенка. Однако в других случаях тайна усыновления строго охраняется законом, так как при этом создается возможность организации таких условий для жизни ребенка, которые будут приближены к условиям жизни в родной семье.
Несмотря на то, что, как правило, за усыновленным ребенком сохраняется личное имя, которое он носил до усыновления (п. 1 ст. 134 СК РФ), паспортные данные усыновленного можно изменить в судебном порядке. И данное право усыновителей также играет огромную роль в сохранении тайны усыновления. Усыновленный ребенок получает фамилию своих усыновителей, а отчество определяется по имени усыновителя мужского пола или по имени того, кого женщина-усыновитель укажет как отца ребенка. Впрочем, изменить имя, отчество и фамилию ребенка старше 10 лет можно только с его согласия. Исключение составляют дети старше 10 лет, которые жили в семье усыновителей еще до подачи ими соответствующего заявления и считают их родными.
Под защитой закона
Для детей, которые считают усыновителей своими биологическими родителями, разглашение тайны усыновления может обернуться психологической травмой. Раскрытие этой тайны может повлечь за собой осложнения в нормальном воспитании усыновленного ребенка или вовсе сделает его невозможным. Именно поэтому на страже тайны усыновления стоит закон, в соответствии с которым сведения об усыновлении, о личности усыновителей и усыновленных, а также об обстоятельствах усыновления не должны распространяться вопреки желанию усыновителей. Тайна усыновления охраняется 24-й (о запрете распространения информации о частной жизни) и 23-й (неприкосновенность частной жизни) статьями Конституции РФ.
Кроме этого при упоминании о тайне усыновления юристы ссылаются на статью 150 Гражданского кодекса РФ «Нематериальные блага», которая также говорит о неприкосновенности частной жизни, о личной и семейной тайне, «неотчуждаемых и непередаваемых иным способом». Но главное, что в Семейном кодексе России имеется отдельная 139 статья, посвященная тайне усыновления, гласящая, что судья, который вынес решение об усыновлении ребенка, тот, кто оформлял процедуру государственной регистрации усыновления, и другие лица, обладающие информацией об усыновлении, наделяются обязанностью сохранять тайну усыновления.
Уголовная ответственность
По утверждению автора учебного пособия «Уголовная ответственность за преступления против несовершеннолетних» В. С. Савельевой, ответственность за раскрытие тайны усыновления регулируется статьей 155 Уголовного кодекса РФ. В соответствии с данной статьей на того, кто сообщил информацию об усыновлении в устной или письменной формах хотя бы одному человеку, налагается штраф до 80 тысяч рублей или в размере дохода за период до полугода. Также в качестве наказания за подобное деяние предусмотрены обязательные работы на срок до 360 часов, исправительные работы на срок до 1 года, арест на срок до 4 месяцев. При этом осужденный может лишиться права заниматься соответствующей деятельностью на срок до 3 лет.
Стоит отметить, что уголовно наказуемым разглашение тайны усыновления становится только после того, как усыновление состоялось в установленном законом порядке. Предание огласке конфиденциальной информации в тот период, когда усыновители еще только приступили к оформлению необходимых документов (даже при условии, что в тот момент ребенок уже находился в семье усыновителей), преступлением не является. Также не является разглашением тайны усыновления и официальное сообщение сведений об усыновлении по запросу органов расследования, суда и Уполномоченного по правам человека. Отсутствует состав преступление и в том случае, если разглашение тайны связано с отменой усыновления по причине жестокого обращения с ребенком, уклонения усыновителей от своих обязанностей и по иным основаниям.
Читайте наши статьи на Дзен