Что было бы, если Россия не вошла бы в Сирию
Вмешательство российских ВКС в сирийскую войну до сих пор вызывает критические оценки с разных сторон. Чаще всего критики исходят из того, что помощь президенту Сирии Башару Асаду была оказана в рамках союзнических отношений, которые якобы никакой непосредственной выгоды для России не представляют, а война обходится стране слишком дорого как по финансовым, так и по человеческим затратам. Поэтому мы решили посмотреть, как развивалась бы ситуация в регионе без вмешательства России.
Разгром союзников
Самые явные последствия коснулись бы наших прямых союзников в регионе – Сирии и Ирана. Башар Асад не выстоял бы, что вылилось бы в уничтожение не только его сторонников, но и множества других племенных и религиозных меньшинств, различных групп населения, не устраивающих победителей в лице ИГ* (организация, запрещенная в России) и так называемой «сирийской оппозиции».
После падения Асада, Сирия еще долгое время раздиралась бы войнами между различными группировками «оппозиции» и «Исламским государством»*, а в конечном итоге, в значительной степени, осталась бы под контролем ИГ*, с разделением остальных частей страны между соседними державами.
Потеря Сирии катастрофически ударила бы не только по интересам России на Ближнем Востоке, но и в целом, многократно усилила бы позиции США с привычным для них однополярным миром. Когда российским ВКС удалось в корне преломить ситуацию в Сирии, которая к моменту начала российской военной операции уже 4 года полыхала войной. Так был нанесен мощный символический удар по мировой гегемонии США, уже подписавших приговор сирийскому президенту.
В случае свержения Асада, США вели бы себя на порядок агрессивнее в отношении нашей страны. Катастрофические последствия, гибель Асада (а его со стопроцентной вероятностью казнили бы мятежники) принесла бы проблемы и Ирану, который лишился бы ключевого союзника.
После Дамаска, следующей целью «вашингтонских ястребов» стал бы Тегеран. В свою очередь, дестабилизация Ирана, не только лишала бы Россию важнейшего союзника, но и самым прямым образом била бы по соседним регионам – Закавказью и Средней Азии.
Падение Ирака когда-то обернулось созданием исламистского монстра в лице ИГ*. К каким катастрофическим последствиям могло бы привести падение такого большого и более близкого к России государства как Иран, в условиях уже существующего ИГ*, даже трудно представить.
«Исламское государство»*
Больше всего от падения Сирии и невмешательства России в войну выигрывали бы террористы. Как мы видим, мировая террористическая сеть не ликвидирована даже с военным разгромом государственности и представляет собой серьезную угрозу самым разным странам мира. Нетрудно представить, какие возможности для ведения глобальной террористической войны по всему миру и для военной территориальной экспансии развернулись бы перед руководством «Исламского государства» в случае если бы оно уцелело.
У исламского терроризма возник бы мощный центр, собственное влиятельное государство на Ближнем Востоке, занимающее Сирию и Ирак. А глядя на то, как велась война с ИГ* до вмешательства России, то можно предположить, что Исламское государство только крепло бы и подминало под себя все богатые ресурсами регионы.
По мнению многих экспертов, ИГ и другие исламистские террористические группировки имели связи со странами Залива, с Саудовской Аравией, Катаром, и позиции этих радикалов усилились бы многократно.
Влиятельные на нефтяном и газовом рынке страны Залива, союзники США, через ИГ могли бы получить куда больший контроль на мировых топливно-энергетических рынка. Это еще в большей степени ударило бы по российской экономике, достаточно сильно зависящей от экспорта углеводородов.
Это сейчас, после российской победы в Сирии, саудовские принцы и Катар готовы заключать сделки с Россией и вместе регулировать цены на нефть. При ином развитии событий, Саудовская Аравия (давний союзник США) вела бы себя совсем по-другому. Помимо прочего, мечты исламских радикалов о мировом халифате, стали бы уже не мечтами, а реальными стратегическими целями. Что для России, соседствующей на юге со странами Кавказа и Средней Азии, куда и распространялась бы экспансия ИГ, несло бы смертельную опасность уже в краткосрочной перспективе.
Нефть и газ
Среди аналитиков и специалистов до сих пор ведутся споры относительно роли сырьевого фактора в сирийской войне. Значительная часть экспертов уверена в том, что изначально главной причиной недовольства США и их союзников, стран Залива, Башаром Асадом, стала его позиция по строительству газопровода из Катара в Турцию, а затем в Европу.
В 2009 году правительство Сирии отвергло проект этого газопровода, который противоречил интересам союзников страны, в первую очередь, России. Спустя пару лет, как перед подписанием с иранским руководством в 2012-м году меморандума об организации транзита иранского газа в Европу в обход Турции, в Сирии началось гражданское противостояние, переросшее в полномасштабную войну.
Многие аналитики уверены, что, если бы Катар и страны Залива, смогли бы организовать более выгодный транзит своего газа в Европу, это очень сильно бы ударило по позициям России. Особенно в условиях дестабилизации ситуации на Украине, по которой проходит основной транзит российского газа.
Потенциальные последствия такого развития событий для российской экономики, до сих пор вызывают дискуссии: кто-то считает, что катарский газопровод не смог бы потеснить позиции России на энергетическом рынке, другие утверждают, что это привело бы к полноценной катастрофе для нефтегазовой отрасли страны. В любом случае, для России и ее союзников в лице Сирии и Ирана, не было бы ничего хорошего, в случае реализации подобного проекта.
В условиях начатой в 2011-2012 годах, одновременно с началом сирийской войны, «холодной войны» США против России, которая носит глобальный характер, потеря любого союзника и усиление Америки на любом направлении, близком к нашей стране, будет для России крайне болезненно.
Тяжело оценить возможные будущие выгоды от победы в Сирии, от сотрудничества с Асадом и иранским правительством, от размещения российских военных баз, от провала проекта катарского газопровода. Но подсчет возможных негативных последствий от падения Сирии показывает, что с точки зрения долгосрочных российских национальных интересов, операция ВКС России была оправданна.
*Террористическая организация, запрещенная на территории России
Читайте наши статьи на Дзен