Какие интересы у России есть на Ближнем Востоке
Россия вернулась на Ближний Восток. Интересы страны в этом ключевом мировом регионе сводятся не только к глобальному противостоянию, навязанному США. Хотя в условиях того вызова, который бросает России часть американской элиты, этот фактор является одним из ключевых.
Союзники, геополитика и безопасность
В контексте глобального противостояния двух держав, для России особенно важен вопрос поиска союзников. Даже на несколько порядков более сильный в геополитическом и военном отношении СССР, не пренебрегал активным поиском на Ближнем Востоке союзников.
Для России, же поиск союзников важен еще и в виду крайне сложной ситуации на Кавказе и в Средней Азии, которые уже давно не являются «полем игры» только советской/российской политики.
Эти макрорегионы непосредственно примыкают к Ближнему Востоку, и всякая нестабильность в этом регионе, а также всякая враждебная деятельность против России, легко и быстро способны распространится на эти ключевые для обеспечения безопасности страны области.
Россия, даже при полном отказе от всяких амбиций и сосредоточении, исключительно на внутренней политике, не смогла бы игнорировать то, что происходит у ее южных границ, на Кавказе и в Средней Азии. Ключевыми направлениями является взаимодействие с Ираном, Турцией, Саудовской Аравией.
С Ираном, в виду наличия у нас с этим государством общего врага в лице террористов и США, удается договариваться достаточно успешно. Однако все, что касается давних союзников Америки – Турции и Саудовской Аравии, со своими собственными интересами на Кавказе и в исламском мире в целом, требует от России наличия опорных баз и союзников, то есть, средств давления на эти государства и сдерживания их амбиций на Ближнем Востоке и за его пределами.
Нынешнее турецкое руководство вынуждено налаживать контакты с Россией. Вызвано это, во многом, усилением российских позиций в регионе и внутренними проблемами руководства Турции. Российскому руководству совершенно ясно, что Эрдогану нельзя доверять и что он идет на контакты с Россией вынуждено, делает это, не разрывая отношений с НАТО.
При этом, президент Турции объективно слаб и находится в неустойчивом положении, угроза его отстранения от власти никуда не исчезла. Но с другой стороны, все альтернативные внутритурецкие силы, составляющие оппозицию Эрдогану, ориентированы либо на радикальные исламские идеи, либо на США. Их приход к власти, многократно осложнит положение России, в особенности, учитывая зависимость наших военных в Сирии от Турции, контролирующей проливы.
Для России важно усиливать свое влияние на Ближнем Востоке, чтобы с одной стороны, иметь инструменты для сдерживания Эрдогана, с другой — не давать победить его врагам. Ни развал и внутренняя смута в Турции, ни её усиление не соответствуют нашим интересам.
Важность наличия союзников и опорных баз в регионе, видна и на примере Саудовской Аравии. Только усиление военного присутствия и победы российского и сирийского оружия, заставили саудовских принцев пойти на переговоры по крайне важной для России нефтегазовой тематике.
Возможности оказывать влияние на страны Залива, с их огромными запасами газа и нефти, контролировать ситуацию на Ближнем Востоке с точки зрения реализации или блокирования различных проектов трубопроводов в Европу, жизненно важны для российской экономики в сложившихся условиях.
Помимо прочего, несмотря на разгром войск «Исламского государства»* (запрещено в России), террористическая угроза, идущая из нестабильных государств региона, никуда не исчезла. Ликвидация этой угрозы невозможна без вмешательства России в дела Ближнего Востока. Поддержка режимов в государствах региона, дружественных России, обеспечение военного присутствия страны, полностью отвечает российским национальным интересам.
Присутствие в Средиземном море
С точки зрения экономических интересов страны на Ближнем Востоке, определяющими факторами являются возможность оказывать давление на Саудовскую Аравию при ведении переговоров по ценам на нефть и газ; контроль за различными проектами трубопроводов в Европу; доступ к нефтяным и газовым месторождениям Сирии и Ирака, других государств Ближнего Востока.
Российские компании, в том числе Лукойл, активно участвуют в конкурентной борьбе за право освоения месторождений Ирака. Победа в Сирии и стабилизация ситуации в этой стране, может дать преимущества для российских предприятий не только в допуске к месторождениям, но и в получении контрактов на восстановление разрушенных городов и поселков, сирийской инфраструктуры.
Присутствие российского флота и военных баз в Сирии на побережье Средиземного моря и взаимодействие с Турцией, контролирующей проливы, будут оказывать определяющее влияние на объемы и безопасность российской торговли идущей через черноморские порты, а также на экономическое присутствие российского бизнеса в Средиземноморье.
Помимо прочего, Россия является активным игроком в высокотехнологичных отраслях, связанных со строительством АЭС и ГЭС, различных объектов энергетической и транспортной инфраструктуры. С Ираном в этом направлении у наших компаний уже налажены серьезные связи, однако потенциальный интерес представляют и многие другие государства.
Другим важнейшим направлением экономической активности России является рынок вооружений, для которого государства Ближнего Востока представляют серьезные перспективы.
В контексте экономических санкций, вытеснения российских компаний с других рынков, общего экономического кризиса, рынки Ближнего Востока для нефтегазовой отрасли, энергетики, оборонного комплекса, торговой сферы представляют особый интерес. В случае обеспечения успешного военного и политического присутствия России для наших предприятий могут открыться и новые, ещё не освоенные направления.
Читайте наши статьи на Дзен