Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
Фото: flickr.com
2017-12-09 13:27:02
Роман Колесников

Зачем Трамп переносит американское посольство в Иерусалим

С того момента, как еврейское государство после двухтысячелетнего перерыва вновь стало реальностью, в международные отношения ворвался термин «ближневосточное урегулирование». А вместе с ним – и вопрос Иерусалима. «Город Давида» превратился в один из основных символов раздора между арабским и еврейским населением: каждый народ считал (и продолжает считать) его своим.

Еврейский народ, потому что Ерушалаим (ירושלים) был его столицей ещё до нашей эры; арабы — потому что жили в Палестине сотни лет.

В 1948 году появился Израиль, и с 1949 года Иерусалим является его столицей. По итогам Шестидневной войны столица стала полноценной: еврейское государство «соединило» Западный и Восточный Иерусалим, евреи получили доступ к остаткам разрушенного Храма – Стене Плача.

Победа Израиля в войне принесла не только территориальные приобретения (которые, по версии религиозных людей, были лишь возвращением «своей земли»; надо заметить, что Синайский полуостров, не заповеданный евреям, вернули Египту в рамках реализации двустороннего мирного договора), но и стала исключительно символичной.

Переменчивый статус

Тем не менее статус Иерусалима менялся лишь в глазах израильского населения и еврейских общин по всему миру. Изменения происходили внутри института палестинского представительства, Трансиордания потеряла приставку и стала Иорданией, со временем появился принцип «два государства – два народа», а Иерусалим все так и оставался одним из главных требований палестинцев – их желание сделать там свою столицу было столь же непоколебимым, сколь желание евреев не возвращаться к границам 1967 года и делить Иерусалим.

На это не пошёл в рамках соглашений в Осло даже Ицхак Рабин, позже убитый террористом Гольдштейном.

В 2000 году Билл Клинтон не смог примирить враждующие стороны самого старого ближневосточного конфликта, однако при его правлении – в 1995 году – Америка признала столичный статус Иерусалима, но не стала переносить туда посольство.

По сути, признание было красивым жестом, но не было поддержано делами. Спустя двадцать с лишним лет их начал делать Дональд Трамп, вызвав «шквал признаний» на головы израильских дипломатов (о намерении перенести свои посольства в Западный Иерусалим уже заявили Чехия и Филиппины).

Исключение из правил

Вопрос «Почему Трамп переносит посольство в Иерусалим?» некорректен. Как минимум потому, что это одно из его предвыборных обещаний. И пусть сменить адрес американских дипломатов в Израиле желал не только нынешний хозяин Белого дома, но и его предшественники, Трамп является исключением из всех правил, и кому как не ему реализовывать закон от 1995 года?

Правильный вопрос: почему сейчас?

Вариант первый. Хорошие отношения Нетаньяху и Трампа спровоцировали последнего помочь своему израильскому визави. Нужно напомнить, что против израильского премьера на родине выдвинуты обвинения в коррупции.

Этим, однако, израильский истеблишмент не напугаешь. В коррупции обвиняли и первого премьера Давида Бен-Гуриона, и Менахема Бегина, и недавнего предшественника Нетаньяху Эхуда Ольмерта. В общем-то, израильская верхушка привыкла «ходить под» подозрениями в коррупции и отвести от себя обвинение путем того, что Вашингтон признал Иерусалим столицей Эрец-Исраэль – по меньшей мере странно. Расследование то на этом не закончится.

Спонсоры мира

Вариант второй. Желание Трампа вернуться на Ближний Восток. Роль США как ко-спонсора мирного урегулирования, надо сказать, и так сомнению никто не подвергал, но сейчас самым «шумным» кризисом в регионе является сирийский. А там Америка инициативу постепенно утрачивает.

Несмотря на то, что переговоры в Женеве впервые проходят с участием высокопоставленного американского дипломата, это им не слишком помогает. С полной уверенностью Штаты не могут себя назвать и победителями над ИГ* (запрещено в России). Эту роль во многом себе уже заслуженно присвоили российские ВКС.

Тем не менее и с этой версией есть проблемы. Зачем свою вовлеченность в мирный процесс было показывать таким подчеркнуто односторонним действием? Очевидно, что на данный момент возможности Вашингтона как посредника сильно уменьшились.

Арабская умма

Представляется, что наиболее правдоподобной является третья версия, согласно которой поступок Трампа – смесь иррациональности и все-таки желания урегулировать застарелую проблему. Арабская умма уже давно не столь единообразна в поддержке «палестинских братьев». Что называется, «дружба дружбой, а табачок – врозь». С резким усилением в Королевстве Саудовская Аравия наследного принца Мухаммеда ибн Салмана увеличился и возможный конструктив касаемо палестинской проблемы.

Эр-Рияд, пытаясь сделать грустную мину при на самом деле хорошей игре, призывает лидера Абу Мазена не заострять свое внимание на Иерусалиме и согласиться на другую столицу будущего палестинского государства.

Трамп сделал реальностью давние чаяния израильтян, что точно скажется на имидже американского президента. Иудеям, которые живут на территории Соединенных Штатов, теперь будет сложно пойти против американского президента, так что этим шагом Трамп настроил за себя некоторую часть американского общества.

Арабскому миру остается только согласиться. Но сначала повозмущаться, чем в КСА и займутся. После чего продавят и соглашательскую позицию г-на Аббаса, которая, разумеется, уничтожит его как политика.

Примет ли такое решение «палестинская улица»? Прошло уже больше суток после судьбоносного выступления Трампа, а палестинцы лишь митингуют.

Когда в мае 1948 года, Израиль только появился, то началась война. С полной уверенностью можно сказать: даже если начнется новая интифада, даже если придется воевать еще раз, то Израиль готов заплатить эту цену ради того, чтобы Иерусалим стал общепризнанной столицей еврейского государства. И сионистского тоже.

*Террористическая организация, запрещенная на территории России

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: