Каким будет «Калашников» в будущем
Недавно концерн «Калашников» передал Центру организации дорожного движения проектный видеокомплекс, способный анализировать дорожную обстановку в столице. Производитель известного всем автомата выходит на качественно новый уровень: в его продукции уже применяется технология нейросетей, а беспилотники привлекают заграничных покупателей.
Арсенал страны
Изначально всемирно известный автомат производился на научно-производственном объединении «Ижмаш». К 2008-2009 году четко обозначился кризис объединения, включавшего еще около сотни юридических лиц. Спасителем выступила госкорпорация «Ростех», которая провела реструктуризацию через банкротство и объединение. Новообразованный концерн «Калашников» под крылом мощной организации («Ростех» владеет 51% акций) значительно расширил круг выпускаемой продукции и открылся для частных инвесторов.
Все же главной продукцией компании остается стрелковое вооружение: с завода выходит 90% всего автоматического и 95% всего снайперского вооружения. Бытующее мнение, что легендарный «калашников» — простое «лапотное» оружие, застрявшее в своем развитии на уровне 74 года, уже несостоятельно.
На данный момент уже завершаются государственные испытания автомата пятого поколения, АК-12. Новое оружие, несмотря на все свои передовые показатели, сохраняет традиционную надежность, простоту в освоении и, конечно, сравнительную дешевизну.
Кроме «Калашникова», на данный момент массово выпускаемого уже в «сотой серии», и снайперских винтовок, концерн разрабатывает и производит современные типы боеприпасов. По мнениям военных специалистов, ведущую роль в будущих военных конфликтах будет играть высокоточное вооружение, значительно экономящее средства, сохраняющее жизни мирного населения и инфраструктуру.
Производимый концерном 152-мм (155-мм экспортный) снаряд с лазерным полуактивным самонаведением «Краснополь» позволяет поражать даже движущиеся цели с первого выстрела. Столь же впечатляющими возможностями обладает и 122-мм снаряд «Китолов». Подобные боеприпасы имеют большой экспортный потенциал: ими интересуются страны , стремящиеся в кратчайшие сроки перевести свои армии на качественно новый уровень: Индия, Саудовская Аравия, ОАЭ.
Не оружием единым
В стратегии развития концерна, рассчитанной до 2020, года важное место отводится расширению ассортимента конкурентоспособной продукции на мировых рынках. Поэтому «Калашников» объединил не только оборонные предприятия, но и заводы и конструкторские бюро по производству продукции гражданского назначения.
Среди «брендов» концерна: охотничье оружие «Байкал», спортивные винтовки «Ижмаш» , а также судостроительные предприятия «Рыбинская верфь» и «Вымпел». Многие из товаров гражданского назначения были представлены в этом году в павильоне концерна на форуме «Армия 2017». Особое внимание посетителей было приковано к стендам с новыми охотничьими ружьями и перспективными беспилотниками.
Гордостью «Калашникова» является группа компаний “ZALA Aero” – крупнейший отечественный производитель БПЛА. Аппараты группы способны не только перевозить разные объемы грузов (в том числе и до 6,5 кг), но также осуществлять съемку и экономичный мониторинг трубопроводов и других важных инфраструктурных объектов, раскинувшихся на тысячи километров.
В свете амбициозных проектов, связанных с экспортом энергоносителей, беспилотники ZALA безусловно станут желанным товаром. Действительно, 27 ноября концерн «Калашников» объявил о создании компании по предоставлению услуг беспилотной авиации. Предполагается, что клиентами организации станут «Транснефть», «Лукойл», «Роснефть», «Росатом», «Газпром» и многие другие.
На заграничных рынках
Представителем концерна за рубежом в вопросах экспорта вооружений является «Рособорнэкспорт», активно следящий за военными нуждами стран-партнеров. Хорошие позиции «Калашников» сохраняет благодаря производству моделей под натовский патрон (5,56 мм). Более того, поставки продукции иногда осуществляются в качестве жеста доброй воли со стороны государства: в октябре 2017 года сообщалось, что Россия передает Филиппинам для борьбы с терроризмом партию «Калашниковых».
Сейчас 18 стран мира производят автомат по лицензии, в некоторых других налажено нелегальное производство этого оружия. Имидж и продажи концерна в этом сегменте осложнены гигантским черным рынком, на котором автомат является чуть ли не самым ходовым товаром: за «черный» калашников в Индии, например, готовы заплатить 6000 долларов.
Именно поэтому на данный момент цель организации — продвижение других видов вооружения и, конечно, гражданской продукции на заграничных рынках. Традиционно большой популярностью в США пользуется охотничье оружие бренда «Байкал», несмотря на санкции.
При этом большие надежды в концерне возлагают на продвижение ракетного комплекса «Вихрь». предназначенного для уничтожения бронетехники и малоскоростных воздушных целей. Установленные на авиатехнику производства «Вертолетов России» (также входит в «Ростех»), эти ракеты являются весомым конкурентным преимуществом на мировом рынке.
Взгляд в будущее
Стратегия развития, кроме перспективной продукции, подчеркивает необходимость постоянной модернизации, повышения эффективности, в том числе и менеджерской. На производственном уровне компания взяла на вооружение концепцию «кайдзен», предполагающую постоянное усовершенствование, в основном благодаря рационализаторской деятельности.
Наиболее эффективные предложения сотрудников, приносящие немалую прибыль компании, поощряются премиями. Доходы концерна позволяют увеличивать затраты на научно-исследовательские и конструкторские работы: концерн выступил одним из пионеров внедрения нейросетей в реальные проекты, а также активно развивает направление робототехники.
В декабре 2016 года был испытан роботизированный комплекс поддержки пехоты «Соратник» и малогабаритный боевой робот «Нерехта».
Положение «Калашникова» подает неплохой пример успешного промышленного развития. Под крылом государства и мощной корпорации компания может позволить себе передовые разработки, обновление оборудования и преобразования.
Сделав военную продукцию «базой» своего производства, «Калашников» уверенно наращивает объемы гражданского сегмента, постепенно превращаясь в одного из лидеров высокотехнологичной продукции.
Читайте наши статьи на Дзен