Что ждет олимпийское движение в будущем
Отстранение российской олимпийской сборной от участия в Играх 2018 года и лишение медалей ряда российских спортсменов-олимпийцев, победителей 2014 года, стали крупнейшим скандалом в истории МОК, наглядно продемонстрировавшим политическую пристрастность руководства комитета и связанных с ним структур. Однако для спортивного сообщества МОК давно не является образцом беспристрастности, как минимум в сфере коммерческой.
Допинговый скандал лишь венчает кризис олимпийского движения в его нынешнем виде, предпосылки к которому были заложены еще в 1980-е годы, с началом коммерциализации МОК.
Чем занят МОК
Постоянно действующий высший орган олимпийского движения — Международный Олимпийский комитет (МОК) расположен в швейцарском городе Лозанна и представляет собой некоммерческую, неправительственную организацию, на которую при создании в 1894 году была возложена задача по организации Олимпийских игр.
Членами МОК являются 115 человек, из которых только 15 представляют национальные олимпийские комитеты (НОК), 15 являются действующими спортсменами и столько же представляют различные международные спортивные ассоциации и организации.
При этом большинство индивидуальных членов организации (70 человек) формально никак не связаны с какой-либо должностью или определенным видом деятельности. Характерно, что за всю историю МОК, все президенты комитета являлись выходцами из Европы и США. Кандидатуры новых членов МОК представляются на рассмотрение президента МОК и соответствующих комиссий, а затем утверждаются другими членами организации на ее сессии.
Только 15 членов комитета из 115, представляют НОК, в то время как таких комитетов во всем мире насчитывается более 200. МОК работает с миллиардными суммами от спонсоров и определяет место проведения игр, а это миллиардные контракты и политические интересы стран.
Финансирование игр происходит исключительно за счет частного сектора и представляет собой доходы от продажи прав на трансляцию игр, билетов и лицензирования. МОК это крайне авторитетная некоммерческая и неправительственная организация, но мало кому подконтрольная и работающая с суммами, сопоставимыми с выручкой среднего размера мировых корпораций.
Олимпийский комитет и бизнес
Официальными спонсорами МОК являются крупнейшие мировые транснациональные корпорации, такие как Coca-Cola, Viza, McDonalds, Procter&Gamble, а также различные телевещательные компании, инвестиционные фонды.
Показательно, что существенные привилегии ключевым спонсорам МОК до недавнего времени были зафиксированы в уставных документах организации: официальные спонсоры олимпиады получали возможность тотального рекламного доминирования в период проведения игр.
На этом фоне, особенно в контексте борьбы за организацию телевизионного вещания Олимпийских игр и размещения рекламы на них, борьбы за непосредственное место проведения игр, вокруг МОК не раз гремели резонансные скандалы.
Еще задолго до олимпийских скандалов, связанных с Россией, в 2006 году член МОК от России Виталий Смирнов утверждал, что ТВ-компании, выкупившие права на трансляцию игр и спонсоры МОК «оказывают очень серьезное влияние на составление программы и расписание Олимпийских игр».
Помощники NBC
Характерный скандал вокруг решения о проведении Олимпиады и выбора места игр, прогремел в 1995 году. В 94-94 годах между крупнейшими телевещательными сетями США, с одной стороны NBC, с другой Fox и ABC/ESPN, развернулась борьба за право вещания Олимпийских игр в США.
NBC имела решающий козырь в своих руках — вице-президент NBC Sports Алекс Гилади являлся членом МОК, представляющим Израиль. Неудивительно, что NBC удалось добиться заключения двух рекордных сделок на сумму $ 1,27 млрд. и $ 2,3 млрд. за право показа сразу нескольких будущих игр.
Но главное, что в 1995 году NBC получил эксклюзивные права на трансляцию зимних игр в американском Солт-Лейк Сити, впервые в истории до утверждения этого города местом проведения игр. По мнению многих аналитиков, лоббисты NBC в МОК повлияли на победу именно американской заявки.
Сколько зарабатывает МОК
С фамилией Гилади журналисты связывают одного из сильнейших функционеров МОК, человека напрямую связанного с серьезной коммерциализацией деятельности комитета Дика Паунда. Паунд — один из главных критиков российского Олимпийского комитета, требовавших предельно жестких мер в отношении нашей олимпийской сборной, является членом МОК с 1978 года. В 1987-1991 и 1996-2000 годах он был вице-президентом МОК, до 2007 года являлся президентом ВАДА, а в настоящее время является председателем Олимпийской телерадиовещательной службы.
По мнению экспертов, до назначения Паунда в 1978 году ответственным за переговоры с телевидением и спонсорские контракты МОК, олимпийское движение для коммерческих структур являлось направлением для благотворительных пожертвований, но не источником дохода.
Дик Паунд вместе с бизнесменом Питером Уэберротом, ставшим председателем организационного комитета Игр-1984 в Лос-Анджелесе, фактически создали индустрию спортивного маркетинга и стали авторами концепции финансирования современного олимпийского движения. Чтобы понять, о каких масштабах финансирования идет речь, нужно отметить, что в 2012-2016 годах МОК заработал 8 млрд долларов, а с 2014 года МОК подписал 18 долгосрочных контрактов на сумму в 14 млрд долларов.
Добившись коммерческого успеха Олимпийских игр через привлечение к рекламе и трансляциям транснациональных корпораций, Паунд претендовал на более серьезные посты в МОК, вплоть до президента. По оценкам аналитиков, через его людей проходило до 92 % всех доходов МОК.
Среди партнеров МОК оказались не только всемирно известные бренды транснациональных компаний, но и ряд инвестиционных структур закрытого типа. Среди серьезных скрытых спонсоров МОК, аналитики часто указывают компанию Vanguard. Эта финансовая структура, часто связывается с политическими и государственными структурами США. Vanguard получила известность в российских СМИ, в связи с информацией о наличии интересов этой группы в событиях на Украине в 2013-2014 годы.
Кризис движения
Независимо от правдивости информации журналистов и аналитиков о Дике Паунде и его связях с Vanguard, факты коммерциализации спорта, включенности в Олимпийское движение интересов крупных транснациональных корпораций налицо.
Транснациональные компании, финансовые фонды, — это инструмент в руках различных групп влияния, западных политико-экономических групп мирового уровня, чаще всего из США. Несмотря на обилие открытой информации о случаях ангажированности, лоббизма, коррупции МОК не подвергается серьезному реформированию, в котором комитет давно нуждается. История с отстранением российской сборной в этом году еще ярче высветила факт, уже не только коммерческой, но и политической ангажированности МОК.
Скандалы последних лет продемонстрировали и абсурдность подходов комитета: когда один и тот же препарат спортсменам одной страны принимать можно как лечебный, но спортсменам другой, нельзя как стимулирующий.
Многочисленные претензии, факты и расследования против спортсменов олимпийских сборных других государств были по большей части проигнорированы, в то время, как Россия, уже постфактум, спустя 2 года после Игр-2014 в условиях санкций, политического давления и приближающихся выборов, была подвергнута жесткому наказанию.
Западные спортивные и коммерческие структуры, через МОК и другие контролирующие организации, активно используют политику, благодаря которой, одни препараты для спортсменов, созданные западными фармацевтическими компаниями, могут быть признаны допустимыми для употребления олимпийцами, другие, созданные не теми фирмами или не в тех странах, запрещены.
Фактически в МОК страны Запада обладают монопольным положением. Другой проблемой МОК являются манипуляции вокруг включения новых видов спорта в состав олимпийской программы.
Здесь руководство комитета также демонстрирует пристрастность, — спортивные аналитики констатируют, что часто в программу игр включаются новые виды спорта, где у западных спортсменов есть преимущества, а те, где команды стран Европы и США не блещут результатами, так и не могут попасть в число олимпийских видов спорта.
Независимо от отношения к России, МОК уже вступил в кризис. Выход из него заключается только в серьезном реформировании организации, снижении ангажированности и зависимости от спонсоров из ТНК. Либо рано или поздно мировое спортивное движение ждет раскол, с возможным созданием альтернативных комитетов, игр и спортивных структур международного уровня.
Шанс на успех подобного начинания, далеко не нулевой, в связи с тем, что альтернативные игры, могли бы включить в себя более зрелищные и популярные дисциплины, не включенные в программу МОК.
Читайте наши статьи на Дзен