Почему арестовали активы Коломойского
21 декабря решением Высокого суда Лондона были арестованы активы украинского олигарха Игоря Коломойского и предпринимателя Геннадия Боголюбова, а также шести компаний, которые предположительно им принадлежат. Основанием для иска стали претензии национализацированного нацбанком Украины «ПриватБанка» к своим бывшим собственникам в лице выше обозначенных лиц, которые успели перед национализацией вывести из банка путем незаконных операций через подставные компании около 2 миллиардов долларов.
Сам Игорь Коломойский заявляет, что это решение временное и будет оспорено. Олигарх, в свою очередь, ранее также выдвигал иски против Национального банка Украины (НБУ), утверждая, что национализация «ПриватБанка» была незаконной. Учитывая, что Коломойский долгие годы являлся и является серьезным игроком на украинской политической сцене, а сам «ПриватБанк» являлся крупнейшим частным банком Украины, решение Лондонского суда, если оно не будет оспорено, окажет серьезное влияние на политические расклады в стране.
Национализация «ПриватБанка»
На момент национализации, в декабре 2016 года, тогда еще банк Коломойского, обслуживал более 3 миллионов пенсионеров, полтора миллиона социально незащищенных граждан, полмиллиона студентов Украины, обеспечивал зарплатные счета огромного количества граждан и предприятий. И ему грозило падение, которое привело бы к социальной и экономической катастрофе на Украине. Банк был национализирован согласно предложению Национального банка Украины, который ссылался на частных акционеров банка, утверждавших что национализация «ПриватБанка» будет в интересах клиентов.
По началу, Игорь Коломойский подтвердил позицию частных акционеров банка, признав необходимость его национализации. Хотя ранее, в своих политических играх и в противостоянии с президентом Украины Петром Порошенко, он не раз использовал банк, как и другие свои активы, не только как прямое орудие политической борьбы, но и как средство шантажа, угрожая государству тем, что закроет банк. Тем самым поставив всю страну перед катастрофической ситуацией.
При этом сам банк по сути превратился в финансовую пирамиду, зависел от заемных, в том числе, государственных средств и имел массу долгов. Национализация «ПриватБанка» прошла с многочисленными нарушениями – против национализации банка с тех пор подано свыше 400 исков, а Коломойский всерьез решил сыграть на возвращение банка под свой контроль.
НБУ объясняет эти иски нежеланием экс-владельцев возвращать свои долги и считает, что их подают с целью дестабилизировать работу Национального банка Украины, «ПриватБанка» и Министерства финансов. В процессе национализации евробонды «ПриватБанка» обменяли на акции дополнительной эмиссии, то есть, превратили их в капитал, с чем не согласились многие держатели облигаций банка, требующие «живых денег».
Компания-эмитент этих евробондов — SPV Credit Finance plc., осталась в собственности олигарха Коломойского, который теперь представляет интересы владельцев облигаций в суде. По мнению ряда аналитиков, Коломойский решил вернуть себе банк, который уже был спасен за счет государственных средств (и жил ранее за их счет).
Борьба Порошенко и Коломойского
Начавшееся в этом году судебное противостояние между украинским государством (НБУ и структурами Коломойского), явилось отражением давней борьбы между президентом Петром Порошенко и олигархом самим Игорем Коломойским.
Порошенко стремится укрепить свою весьма слабую власть в раздираемом внутренними противоречиями и олигархическими схватками украинском государстве, устранив крайне агрессивного конкурента, подчинив себе его активы и создав собственную банковскую империю.
Сейчас в собственности государства Украина находится около 40% банковского рынка, часть которого также была поставлена под контроль в результате национализации неэффективных частных банков. И хотя подобного рода вынужденная деятельность украинского государства, заставляет его тратить миллиардные суммы на исправление проблем этих финансовых учреждений, позиции самого президента Порошенко улучшаются.
Судебная схватка между Украиной (Порошенко) и Коломойским, велась не только за «ПриватБанк», но и за другие весьма ценные активы Коломойского. Для Коломойского она много значила и в чисто статусном выражении – для возвращения и укрепления своей позиции могущественного олигарха, до сих пор способного оказывать решающее влияние на украинское государство.
Поражение Коломойского в Лондонском суде
И хотя решения суда пока временные и могут быть обжалованы, Коломойский на данный момент эту схватку проиграл и с высокой вероятностью проиграет ее в будущем. Если мы будем исходить из официальной версии и придерживаться мнения, что Высокий суд Лондона был предельно объективен, то проигрыш олигарха понятен и закономерен. Его империя, основанная на «ПриватБанке», ряде активов на Украине, в том числе влиятельном телеканале «1+1», выстраивалась незаконными, мошенническими способами.
Не говоря уже о том, что сам банк Коломойского фактически являлся финансовой пирамидой, из-за чего и потерпел крах. Если же мы допустим, что Высокий суд Лондона руководствовался некими политическими соображениями в этом деле, то и здесь решение об аресте активов не выглядит неожиданным. Как бы слаб, ни был президент Порошенко, но, по всей видимости, западные элитные структуры, приведшие его к власти, не отказались от ставки на его президентство.
Видимо, Порошенко находящийся в тяжелейшей ситуации, связанной с противостоянием с Михаилом Саакашвили, все еще пользуется благосклонностью западных политических и экономических элит. По крайней мере, Саакашвили (также ставленнику США) пока не удается добиться победы над президентом. И тем более, это не позволят сделать Игорю Коломойскому, которого на Западе уже несколько раз резко одергивали и который имеет репутацию игрока, способного переметнутся на любую сторону в своих личных интересах.
Силам, оказывающим определяющее влияние на Украину, такой политик крайне неудобен, особенно в ситуации неопределенности будущего страны, в связи с неутихающей схваткой олигархических кланов за власть. Порошенко, в свою очередь, необходимо до конца расправится со столь опасным соперником, который был опасен не только возможностями шантажа через «ПриватБанк», но и сейчас опасен своими медийными ресурсами и большим количеством компромата на всех украинских политиков, о чем он впрямую заявляет.
Такой непредсказуемый субъект как Коломойский, сохраняющий серьезное влияние на экономику и политику Украины, в условиях обострившейся борьбы за власть, может спутать карты многим другим игрокам. А потому самое время его устранить.
Читайте наши статьи на Дзен