Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2017-12-31 17:31:37

Зачем «Роснефть» вкладывается в Венесуэлу

Госкорпорация «Роснефть» в уходящем году вложила 6 млрд долларов в Венесуэлу, что вызвало негодование у большинства экономических аналитиков. Однако за цифрами экономисты не видят главного – политических мотивов корпорации.

У президента страны с самым большим запасом нефти Николаса Мадуро проблемы начались ещё в апреле этого года, когда на улицы Венесуэлы вышли активисты, требовавшие его отставки. События развивались по сценарию стандартной цветной революции, но ситуацию все-таки удалось преломить.

Ложный дефолт

Сейчас несмотря на дефицит и все понижающийся рейтинг страны, Мадуро удаётся удерживать более или менее крепкие позиции у власти. Парадоксально, но о том, что всё именно так можно судить по недавней близости страны к дефолту.

Дело в том, что несмотря на своё сложное положение, Венесуэла с завидной регулярностью выплачивает долги. Однако последний ноябрьский платеж завис, что позволило рейтинговому агентству S&P объявить в стране дефолт. Интересно, что сразу после этого средства были все же проведены американской системой Евроклир, в которой он и завис.

Россия и Китай, как самые крупные инвесторы в венесуэльскую экономику, должны бы были серьёзно напрячься по этому случаю и резко начать продажу акций за бесценок. Однако вместо этого китайское министерство финансов выразило уверенность в том, что Венесуэла выплатит свои долги, а российский Минфин заявил, что венесуэльцам не нужно реструктурировать долг размером в 3 млрд долларов. В результате паника негосударственных инвесторов была сведена на нет.

И в этой ситуации «Роснефть» как раз не идет на поводу у «ложного» дефолта, а вливает деньги в свои венесуэльские активы в плановом порядке: о выплате 6 млрд долларов было известно ещё в августе этого года.

Полный контроль

Однако даже на этом фоне кажется, что корпорация выбрасывает деньги в чёрную дыру. И отчасти так оно есть: ближайшее время никаких реальных выхлопов эти инвестиции не дадут.

Хотя уже сейчас можно говорить о том, что не без помощи «Роснефти» Россия закрепляется в Латинской Америке, что автоматически снижает степень влияния Соединенных Штатов на этот регион: большая доля всей венесуэльской нефти идёт на то, чтобы утолить голод самого жадного потребителя чёрного золота в мире – США.

Поэтому можно говорить о том, что Венесуэла это не просто важная, а стратегическая точка сосредоточения интересов Штатов. И теперь «Роснефть» делает всё возможное, чтобы уже в среднесрочной перспективе почти полностью контролировать поставки нефти в США.

И это только половина выгоды. Венесуэла, вопреки своему имиджу на международной арене, совсем не банановая республика. Эта страна может стать для России своеобразной дверью в Латинскую Америку. Потому что сегодня, несмотря на все усилия руководства страны, а именно установление партнёрских отношений с Аргентиной и Бразилией, практически все страны Южной Америки обслуживают политические и экономические интересы Соединённых Штатов.

В случае закрепления России в Венесуэле гораздо проще будет контролировать происходящее на континенте, а также открыть новые рынки сбыта не только для углеводородов, но и для вооружений. Сегодня Венесуэла – самый активный в Латинской Америке экспортёр российского оружия. Пока это только 6% от всего экспорта, так что в среднесрочной перспективе эта цифра скорее всего будет расти.

Дорога в ОПЕК

Обывателю может показаться странным, что Россия не входит в организацию стран-эскпортёров нефти. Однако дело в том, что у ОПЕК есть свои строгие правила, которым России не выгодно подчиняться.

Это связано, в первую очередь, с тем, что себестоимость добываемой нефти в странах-участницах ОПЕК ниже российской за счёт неглубокого залегания чёрного золота.

Так что выгода от вступления в картель под большим вопросом. Хотя в членстве в ОПЕК есть и безусловные плюсы – способность влиять на мировые цены нефти и устанавливать уровень добычи углеводородов.

Именно поэтому Россия действует окольными путями: на государственном уровне мы договариваемся с одним участником ОПЕК – Саудовской Аравией, а где-то на уровне бизнеса входим в другую страну-участницу картеля – Венесуэлу.

Нельзя ждать

Россия по запасам нефти находится на восьмом месте, а по количеству добываемых углеводородов – на первом. Конечно, у нас много черного золота, особенно его много в арктическом шельфе, за который в определённый момент придется побороться (отсюда такое внимание к военной технике для работы в арктических условиях).

Однако здесь сложно добывать углеводороды, поэтому нефтяную кубышку в Арктике лучше распечатать в самый последний момент, а пока – заняться распространением экономического влияния в других странах.

Потому что если в Венесуэле (или где бы то ни было) не будет России, то там непременно будут США или Китай – второй потребитель всей нефти на планете. И китайцы уже давно обхаживают эту территорию. Вполне возможно, что часть нефтяного сектора Венесуэлы уже принадлежит китайской CNPC.

Пока это всех устраивает: Китай ищет способы ни от кого не зависеть в получении нефти, а Россия открывает для себя новые месторождения и новые рынки сбыта чёрного золота. Однако в долгосрочной перспективе Роснефти и CNPC предстоит делить этот кусок пирога.

Так что откладывать Венесуэлу до лучшего момента, когда станет возможным получение весомой прибыли, просто неразумно. И глава «Роснефти» это прекрасно понимает, а потому не скупится на инвестиции.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: