Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2018-01-04 22:47:36
Максим Салтыков

Что происходит в Иране

В канун нового года в крупном иранском городе Мешхеде демонстранты вышли на несанкционированные митинги, протестуя против роста цен, экономической нестабильности и коррупции. Вскоре беспорядки распространились и на другие города страны, а также выплеснулись на улицы столицы, Тегерана. Сегодня стало известно, что в ходе столкновений погибли по меньшей мере 12 человек.

Обманчивая стабильность

В предыдущее десятилетие на фоне турбулентности Ближнего Востока Исламская Республика Иран выглядела настоящей скалой стабильности. Режиму удавалось крепко удерживать бразды правления в своих руках, не допуская серьезных волнений (последние крупные демонстрации проходили в 2009 году) и распространения инакомыслия.

Да и в экономической сфере правительству удалось преодолеть стагнацию. В стране с традиционно сильным государственным сектором были проведены реформы, направленные на создание экспортоориентированной экономики и поддержку малого бизнеса. Несмотря на перепады в темпах прироста ВВП, страна уверенно демонстрировала тренд на увеличение общего благосостояния.

Однако за впечатляющими показателями и инициативами скрываются значительные проблемы. Серьезным испытанием для Ирана является инфляция: на 2016 год она составляла 8,57%, а на 2017 прогнозировалось целых 11,2%. Рост цен закономерно влияет на покупательную способность населения, что в условиях невысокого уровня жизни становится катализатором социальных потрясений. Еще более угрожающе выглядит безработица в стране, особенно молодежная, составляющая 28,7%.

Более того, падение уровня жизни происходит на фоне активного участия страны в региональных конфликтах, особенно в Йемене, Сирии и поддержки организации Хезболла. Действительно, среди лозунгов протестующих в Мешхеде можно было слышать такие: «Не Газа, не Ливан, моя жизнь — Иран!»

Отголоски «Арабской весны»

Примечательно, что сейчас в Иране большую роль в распространении беспорядков играют Интернет и социальные сети. Facrbook и Twitter стали площадками для выражения открытого недовольства клерикальным режимом и выдвижения настоящих политических требований.

Так, группа студентов Тегеранского университета в своем обращении в Твиттере потребовала отставки аятоллы (верховного лидера) Хаменеи. Изначально мирные демонстрации с экономическими требованиями очень быстро переросли в массовые беспорядки: по данным иранских СМИ, в ночь с воскресенья на понедельник демонстранты атаковали несколько полицейских участков и военных баз.

Хотя правоохранительные органы Исламской республики стремятся поддерживать порядок мирными средствами, насилие в любой момент может выйти из-под контроля.

Сценарий беспорядков в Иране напоминает события «Арабской весны». Схожесть дает части экспертов основание называть главным организатором всего происходящего. Косвенно это подтверждается заявлением пресс-секретаря Белого Дома Сары Сандерс, официально заявившей о поддержке демонстрантов.

Постоянный представитель США при ООН Никки Хейли сказала, что все происходящее является проверкой для властей страны. Действительно, США не раз демонстрировали способность влиять на умонастроения населения, особенно молодежи, охваченной социальными сетями.

Масла в огонь подливает и заявление главы комитета иранского меджлиса по внешней политике и национальной безопасности о том, что беспорядки – это результат вмешательства со стороны США.

Основное требование демонстрантов — отставка президента Исламской Республики, Хасана Рухани, который 19 мая 2017 года был избран на второй срок. Президентство Рухани было отмечено не только постепенным отходом аятоллы от непосредственного руководства государством, но и значительными внешнеполитическими успехами.

Выступив в качестве полноценной стороны конфликта в Сирии, Иран ввел на территорию Арабской Республики Корпус Стражей Исламской революции, принявший непосредственное участие в борьбе с ИГ*.

В ходе борьбы иракской армии с курдскими отрядами, Иран присоединился к блокаде мятежного региона, закрыв пропускные пункты на границе. Позиция Ирана по вопросу о независимом Курдистане, а также ввод КСИР  и то, что Иран недавно обзавелся «Отцом всех бомб», аналогом американской супербомбы, настораживает еще одного важного регионального игрока, Саудовскую Аравию.

Таким образом, в разжигании беспорядков на территории Ирана заинтересованы многочисленные противники Исламской Республики, стремящиеся таким образом свести на нет успехи президента Рухани.

Беспорядки в крупных городах, несомненно, позволят отвлечь иранское правительство от задач поддержки Хезболлы и войны в Сирии, где в последние месяцы были достигнуты значительные успехи.

Чем ответит Иран

На данный момент, реакцию руководства Исламской республики можно назвать сдержанной. Президент Хасан Рухани заявил, что протесты и критика являются конституционными правами народа. Однако он подчеркнул, что критика отличается от насилия, наносящего ущерб государственной собственности.

Правительство пока не прибегло к оружию для подавления беспорядков. Главный механизм борьбы с демонстрациями – контрдемонстрации. Интересно, что проправительственные митинги начались в стране раньше антиправительственных и были посвящены годовщине подавления беспорядков 2009 года.

Правительству уже удалось консолидировать своих сторонников, что, возможно, поможет остановить протестующих, не прибегая к грубой силе.

* Террористическая организация, запрещенная на территории России

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: