Почему в пермской школе устроили поножовщину
Инцидент в школе №127 в Перми обрастает подробностями. На текущий момент известно, что двое подростков, Лев Биджаков и Александр Буслидзе (один — учащийся школы, второй – выпускник), утром проникли со служебного входа в учебное заведение. С собой они принесли ножи.
Дальше версии расходятся. То ли они инсценировали драку на ножах, а когда их кинулись разнимать, начали резать разнимающих, в том числе учительницу труда; то ли они сразу напали на учеников, а потом решили, нанеся друг другу ножевые ранения, помочь друг другу отойти в мир иной.
Тем не менее правоохранители, прибывшие оперативно на место трагедии, уже через 20 минут ликвидировали угрозу. Несколько человек, в том числе один из нападавших, получили тяжёлые ранения и были госпитализированы. К счастью, никто не погиб.
При чём здесь «Колумбайн»*
Естественно, что все сразу же стали искать психологические и социальные причины поведения двух подростков, и довольно быстро их нашли.
По словам бывших одноклассников, один из молодых людей «крайне плохо учился, и хоть был из благополучной семьи, часто уходил из дома». Второй интересовался историей в американской школе «Колумбайн» и был сторонником даже не Навального, а «разрушения страны рабов».
Речь идёт о массовом убийстве школьников в США в 1999 году, когда двое старшеклассников, Эрик Харрис и Дилан Клиболд, вооружённые огнестрельным оружием и самодельными бомбами, а также бутылками с коктейлями Молотова, устроили в своей школе бойню, убив и тяжело ранив несколько десятков человек. В конце этой «акции» оба они застрелились.
Международное явление
Этот инцидент породил волну аналогичных происшествий не только в США (последнее крупное из которых произошло в 2007 г.), но и во всем мире. Первый случай в России был зафиксирован в сентябре 2017 года в Ивантеевской школе №1.
И вот, как говорится, новая страница в этой эпопее подражателей. Что характерно, как в 1999 году в США, так и сейчас в России эксперты и чиновники видят причины данного явления в «слишком свободном Интернете», «жестоких компьютерных играх», установках молодёжных субкультур.
Глава Перми Дмитрий Самойлов добавил к этому списку также «социальное неблагополучие». На экстренном совещании он заявил: «Нужно создать механизм контроля в соцсетях, как минимум, за детьми из групп риска, то есть из семей в социально опасном положении, и сделать это вместе с родителями, вплоть до родительских комитетов каждого класса, вместе с педагогами. Это тяжелая работа, но других вариантов нет».
Однако оба подростка с ножами не были из этих самых семей группы риска. И если один из них хотя бы убегал из дома, то второй был участником школьных олимпиад и, по отзывам педагогов, «очень умным мальчиком».
Унизить слабого
Понятно, что «запретить Интернет» — не выход, тем более что это невозможно. И если уж говорить о самом «Колумбайне», то Харрис и Клиболд особо никому не подражали, сами оказались «очень талантливыми детьми». И да, они также вели свои блоги и делали целый сайт, где публично делились своими планами. И об этой странице в Интернете было известно местной полиции, просто к ней не отнеслись серьёзно.
И если уж говорить о мотивах американских подростков, то уместнее вспомнить высказывание американского социолога-криминалиста Ральфа Ларкина, который, исследуя эффект «Колумбайна», заключил: «Харрис и Клиболд совершили их яростную стрельбу как откровенно политический акт во имя угнетённых учеников, пострадавших от сверстников».
И тут нужно понимать, что американская школа – это действительно жесткое, а то и жестокое место, где идёт постоянная борьба за престиж, который приравнивается к выживанию. И подняться по лестнице неформальной иерархии в школе можно в том числе с помощью унижения слабых. А у «слабых» периодически сдают нервы…
Проблемная пермская школа
Что касается пермской школы, то появились уже комментарии ее учеников о том, что это учебное заведение имеет плохую репутацию и в его стенах, к примеру, часто происходят драки.
Школу, кстати, можно назвать перегруженной: на 68 учителей приходятся 47 классов, в которых учатся 1216 детей. Так что тут даже бригада профессиональных школьных психологов не справилась бы с элементарным мониторингом состояния каждого ученика.
Как нам кажется, интерес к «Колумбайну» был не причиной произошедшего, а частью подготовки плана действий, которые помогут выплеснуть накопившуюся агрессию и обиду на весь окружающий мир. Тем более что американские подростки в 1999 году только намеревались убивать холодным оружием, но так его и не использовали.
Кстати, если продолжать сравнение, то в «Колумбайне» полиция смогла хоть что-то предпринять только после того, как оба виновных застрелились. Наши правоохранительные органы в Перми сработали оперативнее и профессиональнее.
Фактор информации
Разговоры о защите детей от захлестнувшего их информационного потока в очередной раз активизировались. Можно, конечно, из соображений того, что нынешнее поколение подростков «воспитывается Интернетом», который «учит плохому», ввести работающие механизмы ограничения информации, не в пример тем, что применяются сейчас Роскомнадзором, и не какие-нибудь «дырявые» блокировки.
Только, думается, это не очень поможет. В России в 1990-е у подростков не было массового доступа к Интернету, но почему-то это не мешало некоторым из них «отжимать мобилы», пить палёную водку, регулярно ей травясь, нюхать клей и употреблять наркотики. Поножовщине, случаев которой в те годы было значительно больше, это тоже, как мы помним, совсем не мешало.
Страничка одного из виновников драмы в пермской школе, если бы её внимательно просматривали родители, учителя, школьный психолог, могла бы насторожить взрослых, что в итоге, вероятно, предотвратило бы выброс агрессивной энергии. Но, как и в случае с Харрисом, который вел целый сайт, никто не обратил на это внимание.
И дело здесь, кажется не в том, что у нас слишком много или слишком мало информации, а в том, что никто не умеет работать с этой информацией даже на базовом уровне. Особенно те, кто должен это уметь делать по долгу службы.
* — движение признано террористическим на территории РФ
Читайте наши статьи на Дзен