В чём уникальность Су-33
Су-33 (Су-27K, Т-10К) — палубный истребитель четвертого поколения. Разрабатывался с 1984 года ОКБ им. Сухого на основе тяжелого истребителя наземного базирования Су-27, производился с 1989, принят на вооружение в 1998.
На современный период времени является основой авиагруппы единственного сохранившегося в составе российского флота авианосца – ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».
Задача Су-33 защищать флот, в частности авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» от нападений вражеских истребителей и штурмовиков, поэтому основное оружие отечественного палубного истребителя стрелково-пушечное и ракетное.
Вооружение Су-33
Стрелково-пушечное вооружение представлено встроенной автоматической скорострельной одноствольной пушкой калибра 30 мм типа ГШ-301, установленной в наплыве правой половины крыла, с боезапасом в 150 снарядов. ГШ-301 – самое легкое 30-мм орудие в мире, им вооружают многие самолеты ВВС России, так как оно обладает хорошими показателями огневой мощности при компактных размерах.
Ракетный арсенал представлен ракетами средней дальности «воздух-воздух» Р-27, а для ближнего маневренного боя применяется ракета Р-73. Ракета Р-27 имеет модификации, отличающиеся по типу наведения, например Р-27Р (полуактивныму радиолокационныму) и Р-27Т (тепловому). Р-73 носят тепловые головки самонаведения. Согласно стандартному варианту вооружения Су-33 носит 8 ракет Р-27Э (увеличенной дальности действия) и 4 ракеты Р-73
Обновленный вариант
Су-33 способен противодействовать не только вражеским самолетам, но и наносить бомбовые удары по наземным и надводным целям. Для этого в арсенале истребителя есть неуправляемые бомбы (в том числе кассетные) 500, 250 и 100 кг по 8, 28 и 32 шт. Помимо неуправляемых бомб есть возможность подвески управляемых ракет «воздух-поверхность» типа «Москит» и П-800 «Оникс», которые сложно сбить ЗРК противника.
В ходе модернизационных работ на истребитель была установлена высокоточная система бомбометания СВП-24, которая позволила уже обновленному Су-33М метать некорректируемые бомбы как высокоточные, что было продемонстрировано в Сирии. Данный апгрейд позволил Су-33М уничтожать объекты террористов некорректируемыми бомбами, созданными еще в СССР с высоты шесть километров с точностью до 4 метров.
СВП-24 выдает сигнал для сброса бомбы в оптимальной точке на основе анализа данных о позиции цели и самолета, скорости и направлении ветра, атмосферном давлении, баллистики самой бомбы и еще десятка других параметров, что позволяет точно поражать цель даже неуправляемыми бомбами.
Разнообразный арсенал и его способность эффективно применять делает Су-33 многоцелевым самолетом, способным выполнять самые разные боевые задачи.
Особенности
Так как Су-33 — это палубный истребитель, то он приобрел ряд особенностей характерных для этого типа самолетов, а именно: антикоррозионное покрытие в условиях морского климата, складывающееся крыло, для снижения габаритов машины, дополнительное электронное оборудование для взаимодействия с корабельными системами навигации и работы по морским целям, усиленные стойки шасси и т.д.
В связи с ограниченными возможностями военного бюджета на вооружение было принято 26 Су-33, 19 из которых были модернизированы до Су-33М. Модернизация предполагала замену двигателей на более мощные и ресурсоемкие АЛ-31Ф-М1 (1500 взлётов и посадок), установку навигационной системы ГЛОНАСС, уже упомянутой высокоточной системы бомбометания СВП-24 и станции предупреждения об облучении Л-150.
Еще одним отличием Су-33 от своего предшественника Су-27 является переднее горизонтальное оперение, ставшее конструктивным элементом всех будущих модификации истребителя Су-27. Цель этого элемента корпуса – сохранить продольную статическую неустойчивость самолёта, что критически важно для Су-33, так как вместе с ней он сохраняет высокую маневренность, делающую его сложной целью для поражения противником. Параллельно с этим возросла подъемная сила планера.
Отечественные конкуренты
Ближайшим конкурентом среди отечественных самолетов является МиГ-29К, который также является многоцелевым палубным истребителем «4+» поколения. Су-33 разрабатывался одновременно с МиГ-29К, предполагалось, что самолеты будут соседствовать на палубе авианесущего крейсера. МиГ-29К задуман как более легкий и более маневренный истребитель, цель которого быстрое завоевание превосходства в небе в любую погоду.
Су-33 в сравнении с МиГ-29К имеет больший радиус действия в 3000 км против 2000 км у второго, а также способность нести больше бомб. Помимо этого, Су-33 может выступать как самолет заправщик, делясь топливом с другими Су-33 или МиГами с помощью так называемого УПАЗ (устанавливаемый подвесной агрегат заправки). Но МиГ способен нивелировать преимущество Сухого за счет подвесных топливных баков, которые не сильно влияют на его аэродинамику. Су-33 не может носить подвесных топливных баков
Недостатком в сравнении с МиГ-29 является и то, что Су-33 дороже в производстве в 2 раза, поэтому 10 СУ-33 (10×6500 кг) будут нести меньше вооружения, чем 20 МиГ-29К (20×4500 кг). Не забываем, что МиГ меньше по габаритам, поэтому их уместится больше на палубе и во внутренних ангарах того же «Адмирала Кузнецова».
Дело в том, что хоть оба самолета и относят к истребителям, Су-33 отвели функции бомбардировщика и носителя различных современных систем разведки и целеуказания. Об этом можно судить по тому факту, что МиГ-29К вооружают более современными ракетами класса «воздух-воздух» как РВВ-АЕ, а Су-33М нет, хотя данные ракеты может носить его континентальный предшественник Су-27. В связи с тем, что МиГу отводят роль истребителя, его вооружают более современной РЛС и новыми системами РЭБ. Су-33 оставляют задачи, где нужна большая грузоподъемность и дальность.
Как повел себя в Сирии
Боевое применение Су-33 получил в ходе войны в Сирии. С помощью этих самолетов были нанесены бомбовые удары по ИГ* (запрещенная в РФ организация) в провинциях Хомс и Идлиб. Целями были скопления и центры подготовки террористов, заводы по изготовлению разного рода средств массового поражения и склады с боеприпасами. Конкретно в Идлибе игиловцам 15 ноября 2016 года был нанесен болезненный удар, в ходе которого были уничтожены многие полевые командиры, готовившие наступление в Алеппо и Хаме.
Боевых потерь в ходе операции в Сирии среди Су-33 нет, однако по техническим причинам была потеряна одна машина. Во время посадки порвался трос торможения, т.к. не было соблюден правильный угол приземления самолета, в итоге Су-33 свалился за борт и утонул, к счастью летчик успел катапультироваться.
Даже такие потери болезненны для отечественной военной авиации, т.к. Су-33 снят с производства, а на вооружении их осталось 22 единицы.
По ряду причин Су-33 не является экспортным. Это связано с тем, что Су-33 самолет 4-го поколения и у него хватает более передовых конкурентов. Тот же отечественный МиГ-29К, которым его в будущем заменят. Сказывается и стоимость производства Су-33, которая выше в 2 раза по сравнению с МиГ-29К, который по причине относительной дешевизны был заказан Индией для своего флота.
Су-33 являясь самолетом 4 поколения, тем не менее, имеет большой потенциал к модернизации, а так как в армии и флоте остается потребность иметь «длинные руки» для поражения морских и наземных целей Су-33 продолжит эксплуатироваться до 2025 года.
*Террористическая организация, запрещенная на территории России
Читайте наши статьи на Дзен