Зачем Минобороны закупает Ту-160
Одной из составляющих стратегических ядерных сил России является дальняя авиация, которая состоит из 62 Ту-22М3, 30 Ту-95МС и 16 Ту-160. Цель этих машин летать высоко, далеко и бить противника как можно больнее и масштабнее ракетами с термоядерной начинкой.
Эти бомбардировщики исправно несут службу со времён своего создания в СССР, являясь одним из факторов сдерживания возможной агрессии.
Каждый из боевых самолетов имеет свой круг задач, а потому набор уникальных характеристик и номенклатуру вооружения.
Ту-95МС
Ту-95МС – настоящий ветеран дальней авиации России, принят на вооружение ещё в далёком 1956-м году, а потому является одним из символов «холодной» войны. Несмотря на то, что Ту-95 – турбовинтовой самолёт, а на дворе сейчас XXI век и, казалось бы, наступила эпоха реактивных скоростей, этот старичок не потерял своей актуальности.
Он способен нести самые современные ракеты, имеющиеся в войсках, а именно Х-101 и Х-102 (вариант с термоядерной боеголовкой, мощностью 200 килотонн). Турбовинтовые двигатели могут разогнать этот памятник свыше 900 км/ч, что, кстати, было мировым рекордом.
Дальнобойность новейших Х-101 и Х-102 – 5,5-7,5 тыс км позволяет достать любого противника, не заходя в его воздушное пространство, а соответственно, и не попадая под действие его ПВО. Поэтому даже отсутствие стелс-технологий и невероятная шумность турбовинтовых двигателей не мешают этому динозавру защищать интересы Российского государства.
Минобороны планирует снимать с эксплуатации данные машины с 2025 года.
Ту-22М3
Ту-22М3 – сверхзвуковой бомбардировщик с изменяемой стреловидностью крыла. Хоть он и не такой харизматичный самолёт, как ТУ-95, но не менее эффективный по своим характеристикам, в особенности, против флота противника.
Арсенал, состоящий из мощных ракет Х-32 и морских мин, располагает к такому варианту применения. В наличии имеются и бомбы. К 2020 году планируется модернизировать 30 Ту-22М3 на Казанском авиастроительном заводе: планируется установка нового оборудования для более эффективного применения ракет Х-22.
Ту-160 «Белый лебедь»
Ту-160 – уникальнейший по своим характеристикам бомбардировщик. Это единственный сверхзвуковой стратегический ракетоносец с изменяемой стреловидностью крыла. За свои красоту и изящество самолёт получил кличку «Белый лебедь».
По совокупности характеристик (скорость, дальность, высота полета, тяговооруженность, мощное ракетное вооружение (Х-101, Х-55 и их модификации, в том числе и ядерные)) он является лучшим в мире.
25 января президент Путин посетил Казанский авиастроительный завод, где был подписан заказ на строительство 10 новых Ту-160М2. Новые модификации получат новейшую авионику и РЭБ, новые более экономичные двигатели.
Предполагается, что новые модификации Ту-160 заменят Ту-95, которые, тем не менее, остаются грозными машинами. Президент также предложил создать гражданскую версию бомбардировщика, но вряд ли такое произойдёт раньше, чем укомплектование армии новыми Ту-160М2.
Столкновения в небе
Дальняя стратегическая авиация по большей части применяется как предупреждающий фактор. Особенно часто для этого используют Ту-95.
В условиях нарастания напряжённости в отношениях между Россией и НАТО с 2000-х годов эти самолёты не раз наблюдались и сопровождались как в нейтральном небе, так и у границ России, а порой и у границ иностранных государств.
Например, в 2007-м году в ходе учений Ту-95 пролетали рядом с американской базой ВМС США на острове Гуам, рядом с британской границей. Несколько подобных случаев произошло в 2008 и 2014, но в этот раз на границе с Японией.
Ту-160 также неоднократно попадал в такие же ситуации, в частности над Северным ледовитым океаном и Баренцевым морем, когда во время полёта сопровождался самолетами НАТО. Для российских ВКС такие полёты являются плановыми, а государства на границах, которых происходят подобные инциденты, называют их провокациями.
Ту-160 и Ту-95 получили боевое крещение в Сирийской войне в ноябре 2015 года, нанося удары ракетами с неядерной боеголовкой Х-55 и Х-101 по объектам террористов ИГ* (запрещённая в РФ организация). Всего стратегические бомбардировщики нанесли 66 ракетных ударов. Вместе с ними ракетные удары наносил Ту-22М3, который воевал ещё в Афганской войне.
Перспективы дальней авиации
Постройка новых Ту-160М2 не является исчерпывающим ответом на вопрос о модернизации отечественной обороны. Появление новых технологий в сфере самолётостроения, новых перспективных видов вооружения и типов угроз предъявляют новые требования к отечественным военно-космическим силам.
Для повышения обороноспособности уже относительно давно разрабатывается перспективный авиационный комплекс дальней авиации или ПАК ДА. Командующий дальней авиацией военно-воздушных сил России генерал-лейтенант Анатолий Жихарев сообщил, что первые полёты новейшего ракетоносца произойдут в 2019 или 2020 году (в зависимости от того насколько быстро завершатся работы над первым прототипом).
ПАК ДА будет построен согласно концепции «летающее крыло», влияние на данный выбор оказал американский Б-2 Spirit. В конструкции самолета широко будут применяться стелс-технологии. Из-за характерной формы «летающего крыла» в угоду малозаметности придется пожертвовать скоростью самолета, поэтому ПАК ДА будет дозвуковым самолётом.
Однако наличие дальнобойных ракет и малозаметность нивелируют этот недостаток. К тому же дозвуковой тип означает меньшие расходы на эксплуатацию. Экономии также будет способствовать максимальная унификация электронного и радиооборудования с предшественниками, которые прошли полную модернизацию. В дальнейшем ПАК ДА получит гиперзвуковые ракеты.
С учётом поставки новых бомбардировщиков Ту-160М2 и создания новейшего ПАК ДА, можно утверждать, что обороноспособность страны только усилится.
*Террористическая организация, запрещённая на территории России
Читайте наши статьи на Дзен