Запретят ли Youtube в России
Громкий скандал с Олегом Дерипаской, Алексеем Навальным и прочими «рыбками» прошёл по Сети, но оставил множество вопросов. И дело даже не в Дерипаске или его, скажем так, неформальных связях. И не в Навальном, который пытается устроить из этого всего очередное «независимое расследование», а в деньгах. И в деньгах очень больших.
Очередное расследование ФБК
На канале «Навальный Live» в эфире программы «Навальный в 20:18» от 8 февраля был показан фрагмент, которой посвящён расследованию ФБК по Олегу Дерипаске и вице-премьеру Сергею Приходько.
В ролике рассказывается о том, как бизнесмен Дерипаска отдыхал на яхте вместе с вице-премьером правительства Приходько и сотрудницей «индустрии эскортных услуг» Настей Рыбкой.
Когда передача увидела свет, Дерипаска подал в суд, результатом чего стало обращение Роскомнадзора к сайту Youtube c требованием удалить видеоролик, как нарушающий законы о защите информации и об интеллектуальной собственности. Сайт, в свою очередь, вставил такое же требование каналу Навального.
Собственно, официальная претензия Дерипаски в том, что его изображения были опубликованы в сети без его разрешения. Суд эту претензию поддержал, Роскомнадзор подхватил, а Youtube согласился с их претензиями и попросил владельцев канала удалить ролик.
Youtube удовлетворяет просьбы властей
«Роскомнадзор» добавил очередной URL адрес в запрещенный список материалов. «Если вы не удалите контент, компания Google может быть вынуждена заблокировать его», – говорится в официальном сообщении Youtube.
Разумеется, ролик заблокирован был бы в любом случае, как бы и кто по этому поводу ни возмущался. По той простой причине, что компания Google, которой принадлежит сервис, старается претензии как пользователей, так и региональных властей к контенту удовлетворять. Не только в России, но и во всём мире.
Можно составить целый список, начиная от права пользователей удалить из поиска информацию о себе, если она их не устраивает, и заканчивая разбирательствами с антимонопольными службами. Они тянутся неизменно долго, потому что Google бодается за свои права – но в конце всегда завершаются, в той или иной мере, удовлетворением претензий.
Ничего личного, просто коммерция
Почему так происходит, совершенно очевидно: Google – коммерческая компания, заинтересованная в получении прибылей. А проблемы с законом и властями прибыли уменьшают. Например, в виде выплат огромных штрафов, либо же падения цен на акции компании в связи со скандалом.
Можно представить себе даже совсем уж критичную ситуацию, когда деятельность компании на территории России запретят полностью. Такие угрозы в адрес Google поступали – как раз когда речь впервые зашла об их добровольном сотрудничестве с российскими властями по поводу соблюдения различных законов, блокирующих доступ к нежелательной информации, либо требующих предоставлять данные пользователей правоохранительных органам. И «интернет-магнат» предпочел спустить всё на тормозах.
Если запретят Google
Так что вполне можно представить себе, как Google в России запретили полностью. К чему это может привести? Первым делом, нужно напомнить, что это не только поисковик. И даже не владелец интернет-сервисов. Google производит Android – систему, на которой работает значительная часть смартфонов и заметное количество планшетов. Так что, в первую очередь, проблемы коснутся именно рынка цифровых гаджетов, а вовсе не веб-сайтов.
Хотя ошибкой было бы думать, что интернет-ресурсы ничего не теряют от введения запретительных мер. Невзирая на анонимайзеры, которыми все равно пользовались и будут пользоваться, даже при законодательном их запрете. Любое усложнение доступа к информации приводит к падению трафика на сайте, а падение рекламного трафика при этом ещё больше, потому что на запрещённые сайты начинают ходить «строго по делу», стараясь не отвлекаться на дополнительные переходы.
Собственно, запрет на Украине сервисов Яндекс и Вконтакте уже наглядно демонстрирует, как это происходит. Пользователи перестают обмениваться картинками через эти сайты, поскольку их френды, которые не обзавелись анонимайзерами, могут картинок и не увидеть.
Инструменты для бизнеса и рекламы, предусмотренные сервисами, также перестают использоваться: «выхлоп» становится значительно меньше, из-за того, что пользователям осложнён доступ. Как следствие, ресурсы лавинообразно теряют прибыли. Невзирая на то, что пользователи из страны, где сайт попал под запрет, продолжают туда ходить. Люди есть – а денег нет.
Но так ли уж важен Google российский рынок? Эксперты отмечают, что доля доходов, получаемых от пользователей из России, в общих прибылях компании невелика, так что, в случае проблем, такой рынок и потерять не жалко. Однако в самой компании придерживаются другой точки зрения.
«Россия обладает огромными возможностями, связанными с сетью. Мы видим, что использование смартфонов растет примерно на 10% в год. И мы тоже играем роль в этом процессе, потому что сейчас в России можно купить смартфон на Android за 3,5 тыс. руб.
Кроме того, Россия на пятом месте в мире по количеству загрузок приложений из Google Play и других магазинов. Огромный рынок. И, как только мы запускаем тут какие-то новинки, россияне моментально это подхватывают», – сообщает в интервью газете «КоммерсантЪ» глава Google по нашему региону Мэтт Бриттин.
Потерять потенциал
Главная привлекательность российского рынка – не в нынешних суммах дохода, а в потенциале. Активные и отзывчивые пользователи, огромный потенциал развития – та самая, весьма приятная, стратегическая перспектива, которую очень не хочется терять. Рынок США и Западной Европы куда более прибыльный, но он даже не насыщенный, а перенасыщенный. Находить там «точки роста» и новых пользователей гораздо труднее.
Так что терять такую большую поляну Goggle решительно не хочет. Потому и идёт на сотрудничество с Роскомнадзором, с антимонопольщиками из ФАС и с любыми другими представителями власти и удовлетворяет требования к контенту, ими предъявляемые.
В свою очередь, надо думать, и российские власти не заинтересованы в обвале местного рынка смартфонов. Поскольку адекватной замены Google на нём пока не существует. Посему, обе стороны конфликта заинтересованы договариваться полюбовно.
Читайте наши статьи на Дзен