Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2018-02-15 12:01:18

Что не так с фильмом «Смерть Сталина»

Иосиф Сталин – одна из самых неоднозначных исторических фигур новейшей истории. С одной стороны, первый генеральный секретарь «взял страну с сохой, а оставил с ядерной бомбой», а с другой – депортировал целые народы, и, конечно с его именем ассоциируются репрессии 30-х годов ХХ века.

Осмысляют личность Сталина и его место в истории до сих пор, как отечественные, так и зарубежные исследователи. Сталинскую эпоху продолжают обсуждать, и нет ничего удивительного в том, что понять эту личность пытаются и деятели культуры.

Что хотели авторы фильма

Фильм «Смерть Сталина» основан на сюжете триллер-комикса Фабьена Нури и Тьерри Робена. Авторы в своём графическом романе хотели отразить трагизм положения Советского Союза 1953 года.

Политическую сатиру привнесли уже создатели фильма: Армандо Ианнуччи, Дэвид Шнайдер, Иэн Мартин, Питер Феллоуз. В попытках иронически обыграть поведение советских политиков, они вольно или невольно задели чувства тысяч (а возможно и миллионов) людей, для которых события середины XX века были совсем не смешными. Логично, что прокатное удостоверение было отозвано по этическим причинам.

Проблема заключается в том, что и отечественные режиссёры позволяют себе недопустимые скетчи на сталинскую тематику. Нашумевший кино-проект ТНТ «Зомбоящик» карикатурно и гротескно изображает репрессии 30-х годов. И у зрителей закономерно возникает вопрос: почему кому-то можно шутить на данные темы, а кому-то — нельзя.

Идеология и информационная война

Обращение к историческим образам в искусстве всегда сопряжено с современными вызовами и реалиями. Почему именно в 2018 году выходит фильм, который высмеивает советское правительство? Почему фильм «Смерть Сталина» выходит сразу после картины, превозносящей британского премьер-министра Черчилля «Тёмные времена»? Немаловажно и то, что фильм выходил перед годовщиной Сталинградской битвы.

Любое произведение имеет под собой идеологическую основу. В вышеприведенных примерах мы видим политическую подоплёку, где западные политические деятели и ценности превозносятся, а исторические реалии Советской России высмеиваются и принижаются.

Учитывая предстоящие президентские выборы, можно предположить, что выход фильма «Смерть Сталина» не случаен и имеет вполне конкретные цели.

Но достаточно ли недоказуемых предположений для запрета фильма?

Позиция Фонда Кино

Больше всего нареканий у зрителей вызвала неоднозначная позиция министра культуры Владимира Мединского и Фонда Кино в целом.

Фильм «Смерть Сталина» получил прокатное удостоверение в России 17 января 2018. Прокатчики вложились в рекламу: в отечественных кинотеатрах в конце января показывались трейлеры киноленты.

Но группа неравнодушных россиян (члены партии КПРФ, Единой России, представители Российского исторического общества, деятели культуры) обратилась к Владимиру Мединскому с просьбой отозвать прокатное удостоверение «Смерти Сталина» и проверить картину на наличие в ней экстремистских материалов.

Стоит ли говорить, что фильм получил лучшую из возможных пиар-кампаний? Сработал эффект Барбары Стрейзанд: изъятая из публичного доступа лента стала широко обсуждаться и популяризироваться.

Хотели как лучше, получилось как всегда

В сухом остатке: прокатчики понесли финансовые потери, по имиджу Фонда Кино был нанесён серьёзный удар (из-за того, что с самого начала без серьёзной экспертной оценки дали фильму прокатное удостоверение), а сам фильм все заинтересованные посмотрели в интернете.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: