Почему Су-57 сделали новый двигатель
Су-57 –официальное название новейшего российского многоцелевого истребителя пятого поколения, созданного на основе проекта ПАК ФА (Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации). Официальное название 11 августа обнародовал главнокомандующий ВКС России Виктор Бондарев, до этого самолет носил заводской индекс Т-50.
Перспективный истребитель создавался с 2002 года как замена МиГ-29 и Су-27 и на основе двух проектов, разрабатываемых ещё до развала СССР, а именно проекта 1.44 (ОКБ МиГ) и Су-47 (ОКБ Сухого). С развалом Союза прекратилось финансирование проекта 1.44, но Су-47 повезло гораздо больше: он стал использоваться как летающая лаборатория для тестирования новых технических решений.
В 2005 году на проект Т-50 было выделено финансирование по указу президента В.Путина.
Истребитель пятого поколения
Истребители пятого поколения предполагают соответствие определённому набору требований. Это широкое применение стелс-технологий и -материалов, резко снижающих заметность истребителя на радарах противника и инфракрасном диапазоне; получение информации о боевой обстановке с помощью бортовых устройств, использующих пассивные методы ее сбора; арсенал, состоящий из ракет для всеракурсного ближнего воздушного боя; способность вести многоканальную ракетную стрельбу на больших дистанциях; возможность поражать цели в воздухе, на земле и на воде.
Необходимы также способность развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа; сверхманевренность в трёх плоскостях; автоматизация управления бортовыми информационными системами и системами помех; современное электронное оборудование, помогающее летчику принимать и анализировать боевую информацию, а также обмениваться ее с другими источниками; лёгкость управления за счет внедрения компьютерных систем; наличие круговой информационной системы.
Важность двигателя
Изначально на Т-50 устанавливали двигатель АЛ-41Ф1, созданный на основе АЛ-41Ф, который разрабатывался для проекта МиГ 1.44. Это авиационный турбореактивный двухконтурный форсированный двигатель с управляемым вектором тяги, за счёт круглой формы сопел обладающий всеракурсностью.
АЛ-41Ф1 имеет большой ресурс работы (4000 часов), повышенную надежность, уменьшенный расход топлива и силу тяги в 15 000 кгс, что на 2500 больше, чем у предыдущего двигателя АЛ-31Ф (который на 80% отличается от АЛ-41Ф1).
Для запуска двигателя не требуется кислородная подпитка, поэтому была сделана плазменная система розжига, установленная в камере сгорания и форсажной. Управление двигателем – электронное, цифровое.
АЛ-41Ф1 обеспечил Су-57 бесфорсажный сверхзвуковой полет и сверхманевренность. Одним из недостатков АЛ-41Ф1 является несоответствие принципу малозаметности. Поэтому специально для Су-57 разрабатывался новый двигатель второго этапа под заводским индексом «изделие 30», первое испытание которого было проведено 5 декабря 2017 года.
Изделие 30 имеет тягу без форсажа в 10 500 кгс против 9500 кгс АЛ-41Ф1, а на форсаже – 17 500 кгс против 15000 кгс у АЛ-41Ф1. При этом зубчатая форма края сопла обеспечивает Су-57 малозаметность при сверхманевренности.
Большая часть технических характеристик нового двигателя для Су-57 засекречена, но известно, что при создании лопаток турбины из уникальных жаропрочных никелевых сплавов были применены новейшие технологии. Для изделия 30 также был сконструирован новый компрессор высокого давления.
Этот мощный двигатель открывает новые возможности перед Су-57: позволяет ему летать на более высоких скоростях, длинных дистанциях и новых высотах, а также нести больше вооружения, что повышает боевую эффективность отечественного истребителя.
Привлекательность для экспорта
На Су-57 устанавливаются самые современные системы радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и самое совершенное ракетное и пушечное вооружение.
Истребитель пятого поколения очень сложная и высокотехнологичная конструкция. Только несколько стран может позволить себе проектирование таких машин, не говоря уже о производстве. И не факт, что удастся создать рабочий прототип, который можно будет внедрить в производство и принять на вооружение.
Конкурентами отечественного Су-57 являются американские F-22 Raptor и F-35 Lightning, а также китайский J-20. Однако китайский конкурент до сих пор не получил двигатель, соответствующий проекту, и летает на двигателях АЛ-31Ф российского производства, да и его РЛС отстает по характеристикам. А F-35 зарекомендовал себя как слишком дорогостоящий аппарат, который по характеристикам ближе к истребителям четвертого поколения, а потому не заслуживает такой высокой цены (от 83 млн долл. до 108 млн долл. в зависимости от версии).
Поэтому к 2020-2030 годам (именно тогда начнется массовое производство Су-57) основными вариантами при покупке истребителя пятого поколения на международном рынке станут отечественный истребитель и американский F-22.
Но, во-первых, стоимость F-22 в производстве равна 187 млн долларов, следовательно, экспортный вариант будет ещё дороже, а во-вторых, США не экспортируют его в третьи страны, такое будет возможно только в виде исключения для отдельных союзников по НАТО.
Однако не все лучезарно и у Су-57. Совместный российско-индийский проект носил название FGFA (Fifth-Generation Fighter Aircraft). Доля России в нем сначала составляла 75%, Индии — 25%. Потом доля индийского партнера сократилась до 13% и предполагает теперь поставку индийскими партнерами деталей, не требующих высоких технологий, таких как: покрышки для самолетов, простейшее навигационное оборудование, индикаторы на лобовом стекле и так далее.
Учитывая, что совместная российско-индийская машина будет поставляться в третьи страны, часть прибыли от экспорта для Индии также сократиться до 13%, а вполне возможно, станет еще меньше. Помимо этого индийские военные предъявляют претензии к малозаметности Су-57, якобы она их не удовлетворяет, и недовольны тем, что российские коллеги не делятся технической документацией.
Не отстают от индийских военных и индийские политики, заявляющие о нецелесообразности продолжения сотрудничества с Россией по данному проекту, так как Индии уже поставляются французские истребители Rafale, а также она может закупать американские F-35.
Единственное преимущество F-35 перед Су-57 в том, что он уже поступил в производство, хотя у него и осталось огромное количество недостатков.
Предположительная экспортная стоимость Су-57 равна примерно 100 млн долл., а для отечественных ВКС она составит около 50 млн долл. Таким образом, продавая один истребитель на экспорт, российские военные могли бы получать две машины для нашей армии.
Уже в 2015 году Минобороны заявило, что вместо 60 заявленных истребителей сможет купить только 12. А с учетом того, что Россия медленно, но верно теряет индийский рынок вооружений, а стран, способных в большом количестве закупать такую технику, как Су-57, немного, то будущее FGFA очень туманно.
Читайте наши статьи на Дзен