Какого банного духа русские боялись больше всего
Баня на Руси всегда была противоречивым местом – ритуально «нечистым» и в то же время притягательным, навевающим сексуальные фантазии. Между тем, наши предки верили, что увидеть в бане голую женщину – значит навлечь на себя беду. Загадочное существо, живущее «под полком», русские крестьяне называли обдерихой.
Внешний вид и повадки
Кроме всем известных водяных, леших и кикимор у славян существовало много других названий нечистой силы, ныне практически забытых. Обдериха (обдираха, также байниха) – злой дух бани, который чаще всего представляли в женском обличье. Обдериха могла прикинуться как старухой, так и девочкой. Но, как правило, о ней рассказывали, как об обнаженной женщине с длинными распущенными волосами и большими зубами. Обдериху якобы можно было увидеть за каменкой, за лавкой, под потолком. Иногда это существо принимало образ кошки или неодушевленного предмета – берестяной трубки, которая у русских служила мочалкой. «Хозяйку бани» боялись за её свирепый нрав.
«Обдериха – она в бане живет, задирает человека», — рассказывали жители Архангельской области.
Банная нечисть наказывала тех, кто пришёл мыться не вовремя, например, ночью. Она могла плеснуть на человека кипятком, поцарапать, иногда начинала душить. Согласно поверью, которое, сохранилось в селе Сунгурове на Урале, париться в бане можно было лишь тремя «партиями». Те, кто приходил туда «в четвёртую очередь», рисковали наткнуться на обдериху. Уберечь от встречи со злым духом могла молитва перед баней.
Происхождение поверья
Этнографы относят обдериху к группе «домовых и дворовых демонов». Многие их названия произошли от видов соответствующих хозяйственных построек (подовинник, амбарник, ригач). Однако у слова «обдериха» другая, и, вероятно, более древняя, основа – глагол «обдирать». В бане легко можно было получить ожог, после которого сходит кожа. Учёные считают образ обдерихи продолжением древнего культа огня, когда каждый очаг в хозяйстве наделялся сакральным значением. Поэтому банный дух – это своего рода «персонификация» банной печи.
Нельзя также не заметить в образе обдерихи следов реальных бытовых отношений между полами. Правила общежития в русской деревне требовали соблюдения определённого «банного этикета». Не стоило заглядывать в баню, когда там моется женщина, даже родственница. Между тем, мужчины и юноши во все времена стремились подсмотреть за голыми женщинами. Мифологические запреты помогали предотвратить нежелательные связи, например, инцестуальные. Рассказывали, что банный дух может оборотиться знакомой или родственницей, зовущей с собой попариться. Но прислушиваться к этому предложению ни в коем случае было нельзя, а то — запарит до смерти.
«Обдериха из-под полка вышла»
Неотъемлемой частью деревенского фольклора были также курьёзы, связанные с представлениями об обдерихе. Мимо таких колоритных мотивов не могли, разумеется, пройти писатели. Например, забавный случай описан у советского прозаика Бориса Шергина в рассказе «Старые старухи», посвященном быту поморов. По сюжету, молодая девушка весьма бурно реагирует на пожилую гостью, решившую помыться в бане:
«Видит вдруг Гризельда: лезет из предбанника чудо, стуча клюкой, косматое, скрюченное. Умная девка сразу смекнула, что это банна обдериха, заверещала не по-хорошему, да и в чем мать родила – на улицу… Девку водой холодной обрызгивают, она – свое:
– О, тошнехонько! Я моюсь, а обдериха из-под полка и вышла!»
Рассказы об обдерихах выполняли в русской деревне функцию «предупреждения», корректировали поведение людей. Суеверия помогали хранить нравственность. Кроме того, в бане действительно требовалась осторожность — здесь опасно было, например, заснуть. Особенно это относилось к лицам, имеющим проблемы со здоровьем. Для сердечников или астматиков любой поход в баню мог стать последним. Представление о том, что обдериха может подменить ребёнка, заставляла матерей внимательней следить за малышами. Возможно, именно благодаря прагматической функции представления о банных «хозяйках» никуда не исчезли с принятием христианства.
Читайте наши статьи на Дзен