Аграфена Жиганская: как русская колдунья стала якутским божеством
Чем ближе к нашему времени, тем реже в истории случаи, когда народная молва обожествляет реальных людей. Согласно легендам Восточной Сибири, в XVIII веке в городе Жиганске жила женщина по имени Аграфена, обладавшая огромной колдовской силой, которая после смерти стала для якутов божеством.
Биография
Ещё в 1786 году участник сибирской экспедиции Иосифа Биллингса Гавриил Сарычев упоминал о жившей в Якутии «шаманке» с русским именем Аграфена, которая умерла «лет за тридцать назад».
Первый якутский писатель Афанасий Уваровский, современник Пушкина, оставил краткое сообщение о «русской колдунье» «Агриппине» Жиганской в книге «Воспоминания» (1848 год). По его словам, с этой женщиной была лично знакома его бабушка. Приобретя «доверие людей», «Агриппина», как утверждал Уваровский, построила домик между скал выше Жиганска и жила в нём.
Оказавшийся в Якутии в середине XIX века этнограф Иван Худяков в «Кратком описании Верхоянского округа» называет Аграфену сосланной в Сибирь татаркой, одной из «семи сестёр-ведьм». История появления домика в глуши в его интерпретации выглядит иначе. Градоначальник Жиганска, отнесясь к Аграфене как к «дьяволу», не позволил ей жить в городской черте и снова «сослал» её, заставив поселиться на крутом острове Остолбо (Столб), в 90 верстах вверх по Лене.
Наконец, существует и совсем иная версия жизни Аграфены Жиганской. Её считали местной туземкой по имени Чуонах, одной из двух дочерей некоего Киктэй-шамана из окрестностей Верхоянска. Некоторое время она жила «в России» (возможно, в Тобольске), где её окрестили Аграфеной, а затем вернулась на родину. По этой версии, Аграфена утонула ещё в молодости и с тех пор превратилась в призрака, бродящего по острову и пугающего путников. Однако другие утверждали, что чародейка дожила до 80 лет и умерла от сифилиса или проказы.
Способности
Внешность Аграфены Жиганской описывают как не ничем не примечательную – она была толстой, низкорослой, лицо в оспинах. Однако при этом женщина наводила небывалый страх на всю окрестность. Производимое ею впечатление трудно объяснить одним лишь звучным голосом.
«Эта женщина слыла большой колдуньей: тот, кого она любила, считался счастливым, тот же, на кого она обиделась, считал себя крайне несчастным», — писал Уваровский.
Тех, кто проходя мимо её жилища, не приносил подарков, Аграфена преследовала, превратившись в вихрь или чёрного ворона. Проплывающие по реке близ острова Столб лодки тонули.
Посмертный культ
Ещё при жизни Аграфены каждое сказанное ею слово воспринималось местными жителями, как «слово бога». Почтительное отношение сохранилось и после смерти, даже когда обеспокоенные усилением шаманизма власти приказали выкопать и сжечь тело колдуньи. Жители Жиганска и его окрестностей, отправляясь вверх по Лене, продолжали вешать Аграфене подарки (она принимала русские товары – табак, свечи, ситец). Предание об Аграфене распространилось по всей Якутии. Особенно боялись её юкагиры. Рассказывали, что мёртвая ведьма может вселяться в людей и мучить их, подобно другим известным якутскому фольклору блуждающим духам-юёр.
«Все здешние жители боготворят эту колдунью и приносят ей жертвы», — отмечал Сарычев.
По сообщению Худякова, обращаясь к Аграфене, якуты употребляли множество «титулов»: «великая Чуонах», «высокая Аграфена», «госпожа Широкий столб», «Остров с молоком» и др.».
Считалось, что Аграфена «не страшится русского» и «не брезгует якутом».
Объяснение мифа
По мнению исследовательниц из Якутии Агафьи Захаровой и Снежаны Руфовой, легенда об Аграфене имеет троякое происхождение. Раньше всего возникло тунгусское предание о сёстрах – хранительницах священного острова на реке Лене. Затем рассказы о реально жившей в конце XVII века русской или татарской знахарке Аграфене наложились на миф о призраке острова Столб – якутском духе юёр, якобы появившемся в этих местах, когда здесь уже в XVIII веке утонула шаманка Чуонах, также крещёная Аграфеной. При соединении этих источников возник единый образ Аграфены – языческой богини-хранительницы Заполярья.
Читайте наши статьи на Дзен