Похороны на Руси: что запрещено делать родственникам покойного
Во все времена и у всех народов похоронный обряд был строго регламентирован. Соблюдение определенных правил поведения на прощальной церемонии обязательно для всех ее участников, и особенно для родни почившего.
Не копать могилу
Одно из распространенных предписаний и сегодня запрещает родне копать могилу для почившего. В Сибири и Центральной России считалось, что копание могилы для родного человека приведет к новым утратам. Поэтому для этого приглашали мужчин-копщиков. Интересно, что для их защиты от смерти старообрядцы повязывали каждому копщику на руку полотенце, а голову в холода покрывали женским платком (шапку надевать запрещалось даже при самом лютом морозе). Старались найти четное количество копщиков, однако на практике копали могилу столько человек, сколько вызывались. Чем больше людей – тем быстрее получалось. Выкопать могилу можно было как в день похорон, так и заранее. И если это делалось накануне или за несколько дней, то могилу накрывали крест-накрест лопатами.
Не делать гроб
Родственникам также зачастую запрещалось делать гроб. Как указывает Светлана Голикова в монографии «Похоронные обряды русских Урала сер. XIX — нач. XX в.», родные могли лишь хлопотать об изготовлении гроба, но делать самолично домовину им было нельзя. Нередко гробовщик работал прямо в доме покойника, и тогда родня не должна была после уборки сжигать щепу и доски, оставшиеся от гроба, в печи. В Пермской губернии это объяснялось нежеланием «добавлять жару покойнику». Остатки гробовой доски старались унести в лес (Оханский уезд), вынести в поле (Осинский уезд) или закопать в навозной куче за границей села (Шадринский уезд). А вот в Вятской губернии, напротив, именно кто-то из домашних сколачивал самыми большими гвоздями гроб-домовище из необтесанных досок. Гроб там было принято устилать березовыми ветками, а в голову покойника класть веник. В Яранском уезде к березовым добавляли еще и рябиновые ветки – для защиты от нечистой силы.
Не омывать тело
Православная церковь настаивает на том, что омовение тела должны проводить родственники, чтобы отдать последнюю дань уважения умершему и продемонстрировать свое бесстрашие перед ликом смерти. Но народная традиция идет вразрез. Как отмечает в монографии «Похоронно-поминальная обрядность старообрядцев-переселенцев из Белоруссии как этнографический источник» Елена Фурсова, в посмертных заботах о скончавшемся родственники участия не принимали, для этого в дом приглашали посторонних, и отказываться от такого приглашения никто не имел право.
Если сам почивший не давал заранее никаких распоряжений по поводу того, кому он поручает омыть его после смерти, выбирали мойщиков по гендерному признаку: для умершего мужчины звали мужчин, для скончавшейся женщины – женщин. В некоторых областях омовение поручалось только старым девам или вдовам. В ходе омовения соблюдался свой порядок. Остатки мыла после данного процесса либо делили на всех мойщиков (и тогда кусочки мыла становились оберегами), либо клали в гроб рядом с телом. Воду выплескивали туда, где она не навредит людям и скоту. Постель сжигали. Интересно, что во многих регионах России мойщиков не допускали к приготовлению поминального обеда.
Не выносить гроб
По негласному правилу гроб с телом не следует нести близким родственникам усопшего. По народным поверьям это считается, во-первых, плохим тоном: родня словно демонстрирует желание поскорее избавиться от покойника, а во-вторых, это может спровоцировать новые смерти в семье. Православная церковь с народной традицией не согласна: запрет на ношение гроба родными – ничем необоснованное суеверие. По словам архимандрита Русской православной церкви и наместника Троице-Сергиевой лавры Августина (Пиданова), вынос гроба близкими людьми изображен на многих иконах.
Не мыть полы
Одно из наиболее часто выполняемых сегодня правил – запрет на мытье полов после выноса тела кем-то из родственников. Это вполне логично: родные отправляются вслед за умершим на кладбище, поэтому они физически не могут сразу выполнить обряд очищения помещения. Делать это обычно поручают кому-то из знакомых или друзей, причем начинать мытье пола следует от углов, продвигаясь к двери, из которой вынесли гроб. Важно, что обряд очищения необходим был и для всех участников похорон: по возвращению домой все обязательно умывались, а много где на Руси еще было принято и в баню сходить.
Не садиться за стол первыми
После возвращения с кладбища родственники первым делом прикасались к печи или заглядывали в нее, чтобы «очиститься огнем» от общения со смертью. Затем родные умершего приглашали всех к столу. Во многих областях родные обязаны были прежде усадить за поминальный стол копщиков, затем – соседей и знакомых и только в последнюю очередь занять места сами. И хотя сегодня сложно представить поминки без спиртного и без накрытой хлебом стопки для умершего, в позапрошлом веке, особенно в среде старообрядцев, поминальная трапеза с хмельными угощениями расценивалась как греховная. И уж тем более запрещалось выпивать на поминках близким родственникам.
Читайте наши статьи на Дзен