«Человек с дурным глазом»: кого на Руси так называли
Сглаза и порчи в Древней Руси боялись как огня, враче не было, смертность детей и женщин была высокой, мир был наполнен «злыми духами», а у ворот каждого поселения то и дело возникали орды кочевников.
Каждое плохое событие в жизни древние славяне переписывали влиянию злых духов или злых людей. Особенно опасались людей с «дурным глазом», которые могли принести неудачу или вольно или невольно наслать несчастье. Таких людей сторонились, при их появлении защищались амулетами и заклинаниями, а заболевшего ребенка несли ведьме – чтобы «сняла порчу».
Враги
Язычники-славяне верили, что сглазить может почти любой человек, у которого недобрые намерения. Особенно свойство «наводить сглаз» переписывали черным глазам, которые чаще всего были у нападающих кочевников. Даже попавшие в полон женщины пытались прятать от таких людей своих детей и младенцев, закрыть им лицо от злого взгляда и сами старались не смотреть врагам прямо в глаза – чтобы не было несчастья. Надо сказать, что в таком обычае было практическое соображение – прямой взгляд в глаза врага всегда считался вызовом, а глаза опущенные долу – знаком покорности.
Особенно опасным считали взгляд чужого человека, который исподтишка наблюдал за двором, домом, детьми или подглядывал в окно.
Завистливые
Своих, русских, тоже опасались, особенно тех, у кого «глаза «завидущие», то есть тех, кто завидовал – подруг и друзей, близких и дальних родственников, соседей. От них прятали детей, давали ребятишкам двойные имена: одно было для «своих», его знали только самые близкие, второе – для всех остальных. Верили, кто знает твое настоящее имя – тот может сделать с тобой все, что угодно Именно поэтому у каждого ребенка на одежде были обязательно вышиты разные языческие обереги, которые якобы могли защитить ребенка.
С больными глазами
«Сглазливыми» на Руси считались люди с различными дефектами глаз. Очевидно, что славяне-язычники верили – глазами человек не только обозревает мир, но и каким-то невероятным образом на него воздействует. Дефект глаз считался пороком, который может передаться рассматриваемому объекту.
Поэтому сглазить могли кривые, косые, слишком темно- или светлогразые, люди-химеры с глазами разного цвета, люди с глубоко посаженными глазами или с глазами расставленными слишком широко. Боялись людей с бельмами на глазах, слепых. В общем, опасались всего, что выходило за рамки привычного.
Люди в переходном периоде
Способность сглазить приписывали тем, кто видит то, чего не видят другие: под это описание подходили не только колдуны и чародеи, но и душевнобольные, а также люди, находящиеся в переходном периоде. Например, боялись взгляда невесты, считали что она может взглядом не то что сглазить – убить, навести порчу на скот и на поля. Боялись взгляда людей тяжелобольных – ведь они одной находились уже в могиле, и поэтому родные опасались, что такие люди могут привлечь злых духов.
Неумытые
Считалось, что принести взглядом несчастье может человек, которые не умывался утром. Думали, что он какое-то время после сна как бы все еще находится «в стране мертвых» и через его глаза на родных и близких может взглянуть разная нечисть.
Самые разные люди
Отчего-то считали, что дурным глазом наделены люди, рожденные в субботу. Когда они смотрят – у других в «вылезают глаза» (этнограф Марина Владимировна Ясинская, статья «Глаза и зрение в языке и традиционной народной культуре славян»).
Язычникам следовало беречься тех, кто родился в Великую пятницу или кого мать прикладывала к левой груди, и даже те люди, которые в младенчестве в первые сутки жизни не пробовали материнского молока.
Сглазить могли нищие, бродяги, разбойники, беременные.
Одиноким, бездетным и старым женщинам не позволяли смотреть на детей по той же самой причине. Они могли позавидовать и сглазить.
Пришедшее на Русь христианство мало повлияло на суеверный страх людей. Со временем лишь появились новые суеверия, которые запрещали встречаться взглядом с женщинами-прихожанками в храме или смотреть на нищих на паперти.
Все это говорило лишь об отсутствии веры и о греховности человеческой натуры, которая никак не хочет понять, что «если Бог с нами, то кто против нас?»
Все православные священники в один голос уверяют, что христианину, вручившему свою судьбу и жизнь в руки Христа, бояться надо только своих грехов и плохих помыслов. Все остальное – суеверие.