Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2020-09-26 15:00:48

Волосы, ногти и гробовая щепа: почему на Руси утилизировать это можно было только в огне

Многие вещи русские хранили всю жизнь и даже передавали по наследству, но от некоторых избавлялись навсегда. Например, волосы, ногти, а также стружку и щепу, оставшуюся после изготовления гроба, на Руси чаще всего сжигали. Подобный обычай был обусловлен верой наших предков в мистическое начало.

Очищающий огонь

Как утверждают авторы издания «У истоков российского уголовного судопроизводства» Г.И. Загорский и Ю.А. Зюбанов, мысль о том, что огонь обладает свойствами очищения, присутствует в самых различных формах буквально во всех религиях. Ее реализация происходит различными способами. По словам Загорского и Зюбанова, даже самосожжение фанатиков в русском старообрядчестве преследовало именно эту цель. Как пишет Б.А. Рыбаков в своей книге «Язычество древней Руси», исходя из твердого убеждения в том, что огонь очищает все, славяне тысячу лет сжигали умерших.

Если верить автору книги «Мифы русского народа» Елене Левскиевской, именно для очищения на Руси было принято на все праздники, связанные с зимним и летним солнцеворотами, с днями весеннего и осеннего солнцестояния, разжигать на улице ритуальные костры. Через огонь прыгала на Ивана Купалу русская молодежь, а также молодые супруги на второй день свадьбы, чтобы обеспечить себе богатство и потомство. Несмотря на то, что, по свидетельству писателя Ю.П. Миролюбова, «в огонь запрещалось бросать какие-либо отбросы, вообще все нечистое», кое-что русские все же предпочитали сжигать.

Сжигание волос

Так, П.Е. Бардина в издании «Быт русских сибиряков Томского края» пишет о том, что русские в обязательном порядке прятали или уничтожали состриженные или вычесанные волосы. Женщины, например, набивали волосами подушки, которые впоследствии клались им в гробы. Кроме того, локоны можно было закопать или бросить в воду. Но чаще всего волосы просто сжигали в печи. Как утверждает автор книги «Традиционный жизненный цикл русских Водлозерья: обряды, обычаи и конфликты» Константин Логинов, считалось, что на сгоревшие в огне волосы ни один колдун не сможет навести порчу.

Дело в том, что волосы являлись олицетворением здоровья в частности и жизни вообще. Недаром существовали такие выражения как: «волос с головы не упадет» или «жизнь висит на волоске». Об этом факте упоминается и в сборнике статей «Коммуникативные аспекты языка и культуры» (ТПУ, 2008 год). Авторы данного издания также отмечают, что сжигание волос в огне являлось своеобразным ритуалом жертвоприношения домовому. Подобными жертвами хозяева дома задабривали домового, который имел огромное влияние на весь ход жизни семьи.

Ногти для домового

Примечательно, что Н.Е. Мазалова, автор труда «Человек в традиционных соматических представлениях русских», сообщает о том, что не только волосы, но и ногти приносились в жертву домовому. Некоторые предпочитали засовывать остриженные ногти и волосы в подпол или в щели дома, что являлось способом противостоять чужому и чаще всего негативному воздействию. Однако не менее эффективным методом для защиты от злых сил считалось и сожжение ногтей, посредством которых, как верили наши предки, колдуны наводили на людей порчу. Впрочем, иногда ногти попросту бросали в воду.

Стружка от гроба

По словам Ирины Власовой, автора издания «Русский Север: этническая история и народная культура XII-XX века», в реки выбрасывали также и щепки, оставшиеся после изготовления гроба. Правда, бывало, что гробовую щепу вывозили в поле или, как указано в книге Агафьи Звонаревой «Народные обряды, обычаи и приметы», устилали стружкой дно гроба, клали в подушку, на которой покоилась голова умершего. Однако, как утверждает Власова, многие щепу сжигали. Уничтожение остатков древесины, из которой изготавливался гроб, объясняли просто: «Смерть по щепе узнает дорогу и опять за кем-нибудь придет в дом».

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: