Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2020-10-03 14:00:21

Почему русские после смерти человека занавешивают зеркала

Во все времена зеркала приковывали к себе внимание человека. Это связано с необычностью, странностью и нестандартностью этого предмета для миропонимания людей седой старины. Фактически, за зеркалом всегда вился шлейф мистики и тайны. Это нашло свое отражение и в представлениях о поминальной обрядности. Среди прочего – существует традиция занавешивать зеркала в доме после смерти человека.

Истоки традиции

В народном представлении бытует мнение о древнейшем происхождении этого обычая. Якобы традиция занавешивать зеркала черным сукном уходит корнями в языческую древность. Объективно говоря, это очень сомнительное предположение.

Дело в том, что зеркала в нашем современном представлении – вещь откровенно поздняя. Большие полноростовые настенные зеркала в мощных древесных рамах массово появляются в России только в петровские времена, помимо того – они были очень дороги и редки, а, значит, недоступны для широких масс русских людей. Это же утверждение в полной мере справедливо по отношению ко всем стеклянным изделиям. Те же, например, окна долгое время делались из таких доступных материалов, как слюда или специально обработанный бычий желчный пузырь.

Это не означает, что русские люди вовсе не знали этого предмета. Больше того – слово «зеркало» даже не является заимствованием в русском языке. Хотя в доминирующем большинстве языков Европы слова, обозначающие зеркала, пришли из латыни (например, немецкое Spiegel образовано от латинского speculum).

Массовое хождение на Руси имели небольшие зеркальца с рукоятями, изготовленные из тщательно отполированной бронзы. Однако они не обладали высокой отражательной способностью, были невелики и, фактически, являлись индивидуальным аксессуаром преимущественно женского использования. Соответственно, они не были стационарными, так как отражение в них не было явным и очевидным (в них приходилось вглядываться, чтобы разглядеть желаемое) и они обладали невысокими эстетическими свойствами. Учитывая их  малые размеры, не было никакой особой нужды занавешивать их тканью. Если же возникала потребность скрыть изображение, то для этого требовалось немногое – надо было просто перевернуть его вниз отображающей стороной.

Не являясь реликтом языческих времен в полном смысле этого слова, обычай занавешивать зеркала все равно возникает именно в результате магического мышления. Нельзя исключать, что эта традиция возникла где-то на излете XVII века среди знати, а потом сохранилась среди крестьян (в сущности, обряды и суеверия знати и простолюдинов в допетровские времена были почти идентичны). Но вероятнее всего, что эта традиция родилась в народе в довольно позднее время – во второй половине XVIII или XIX века и является так называемым «бродячим мотивом».

Объяснение традиции

Люди верили в мистическую силу зеркал. Это обусловлено тем, что им было непривычно наблюдать себя со стороны, а помимо того особенность зеркал диаметрально противоположно отражать реальность виделась пугающей и загадочной. Все это привело к тому, что мир зазеркалья в представлении простонародья оброс сонмом пугающих мифов.

Версий, объясняющих занавешивание зеркал в доме покойника, множество. Якобы за стеклянной гладью зеркала скрывается потаенный мир, населенный враждебными силами. Суеверные люди верили, что потусторонние сущности смогут переманить душу умершего человека в свой зачарованный край и навсегда там заточить. Либо же тот, кто, станет смотреть в зеркало в доме мертвеца, следующим сойдет в могилу, якобы душа умершего утащит его за собой. Кто-то объясняет это тем, что в зеркальном отражении можно увидеть самого покойника. Все эти мотивы объединены единым мотивом скрытой угрозы, которая исходит из зеркала, однако в разных версиях объяснения в группе риска могут находиться как живые, так и мертвые. В некоторых случаях традиция обрастает неким налетом христианства: так, например, материю предписывают держать на зеркале 40 дней. Однако, вопреки созвучию с христианским поминальным обрядовым комплексом, эта традиция не имеет ничего общего с православием.

В собственно культурологическом отношении опасливое и настороженное отношение к зеркалу не является каким-то исключительно характерным для русских феноменом, в той или иной мере эта характерно для всех народов. В том числе это нашло отражение и в массовой культуре, например, английский писатель Льюис Кэрролл написал сказку «Алиса в Зазеркалье», события которой как раз проходят по ту сторону отражения.

Отношение церкви

С точки зрения церкви обычай занавешивания зеркал в доме покойника является типичным суеверием. С позиции христианства зеркала не сумеют никак повлиять на загробную жизнь усопшего, да вообще лишены всякого таинственного и сакрального значения. В целом этот обычай видится современным священниками вредоносным, так как все те усилия, направленные на исполнение ложных верований, разумней было бы направить на заупокойные молитвы.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: