Плохая примета: почему русским нельзя есть с ножа
Независимо от того, являются ли россияне атеистами или исповедуют какую-либо религию, они хорошо знают приметы и верят в их исполнение. Почему так получилось и с какой стати считается, что именно русским нельзя есть с ножа?
Причины национальной особенности
Почти все население нашей страны знает и придерживается в быту народных примет. Такие случаи, когда хозяйка в кухне рассыпала соль и дальше старается помалкивать, чтобы ни с кем дома не поругаться, или свадебные кортежи, которые объезжают пол-города, только потому что первой машине дорогу перебежала черная кошка, очень часто бывают. Иностранцы, приезжающие в Россию, и замечающие, как местные перед дальней дорогой всей семьей присаживаются «на дорожку», или смотрятся в зеркало, если что-то забыли дома и вернулись, искренне удивляются. Ни в одной стране мира таких удивительных примет нет, а главное – отсутствует их длительная народная память. Но почему у нас все иначе?
Психологи считают, что все эти суеверия связаны со страхом неудач, которые, как и успехи, у людей, безусловно, бывают. Но только в генетическом коде русского человека существует подтвержденное веками понимание, что от меня ничего не зависит. Буду я хорошо выполнять свою работу или перестану соблюдать какие-нибудь законы или правила, к успеху или провалу это не имеет никакого отношения. Чтобы ни загадал, ни запланировал, и какие бы усилия не приложил к получению определенного результата, в точности никогда ничего не удастся. Будет или что-то похожее, что должно быть по идее, или совсем уже другое. Но почему? Да потому что «мы – предполагаем, а Господь располагает».
Обычный русский человек ни в прошлом, ни сейчас, не чувствует себя хозяином своей судьбы. «От тюрьмы и сумы не зарекайся» — мы все прекрасно знаем, что даже самый честный человек может попасть под уголовное преследование. «Не рой другому яму, сам в нее попадешь» — какую бы блестящую стратегию уничтожения конкурента человек не разработал, и на него найдется такой же умник или даже похлеще. Каждый россиянин подсознательно понимает, что в его жизнь могут периодически незаметно вмешиваться или даже резко и драматично ворваться какие-то черные, неведомые силы и изменить весь ход событий. Вот поэтому и приходиться соблюдать приметы, которые по своим внешним характеристикам являются ритуалами, отгоняющими неприятности.
На ноже – кровь жертвы
Но почему же именно русским нельзя есть с ножа? Как всем известно, считается, что тогда станешь злым, агрессивным, а еще – глупым и недалеким. А самое худшее – можешь скоропостижно умереть. Многие психологи и даже этнографы пытались разобраться в этой трактовке суеверного события. Судя по всему, оно относится к тем архаичным временам, когда враги совершали набеги на славянские земли. Археологи утверждают, что небогатое крестьянское население Руси при приеме пищи издревле использовало деревянные ложки, в то время как знать могла позволить себе серебряные или железные. Вилки в столовом обиходе появились только во времена Петра I, а ножи – и того позже. Это нововведение было встречено крайне враждебно: форма этого столового прибора недвусмысленно намекала на дьявольский трезубец, которым в аду протыкают грешников.
Для славян и особенно русских, нож – предмет сакральный. Им убивают животных и людей, даже хлеб во всех древних национальных былинах следовало «ломати», а не разрезать. Нож – острый металлический предмет, несущий собой чью-то смерть, и, соответственно, на нем – кровь. Есть даже с собственного ножа – символически, по меньшей мере, совершать надрезы в своей ротовой полости. Соответственно, в рану попадет кровь жертвы, которая обязательно попытается отомстить за свою погибель. Самое удивительное, что такое символико-приметное обоснование запрета на использование ножа во время приема пищи имеет под собой медицинское подтверждение. Например, если охотник убил в лесу дикое животное, а оно — заражено бешенством (описание инфекции появилось только в XIX веке), затем употребил в пищу любой продукт при помощи даже вытертого ножа, и при этом порезал себе язык, то беспричинная агрессия, затем безумие и смерть ему обеспечены, хотя на самом деле это – быстрые этапы развития данного заболевания.
Сакральный смысл понятен всем
Скорее всего, такие трагические случаи, и не только в древние времена, были нередки, и в генетической народной памяти русских они зафиксировались при помощи данного суеверия. Жители Западной Европы и Северной Америки, в массе своей в приметы не верят, с чем это связано – вопрос отдельного исследования. Но, можно судить, что большинство суеверий, они все равно подсознательно «считывают». Во всяком случае, в хорошо всем известном произведении Джорджа Мартина «Игра престолов» есть сцена, в которой отрицательный персонаж Рамси Сноу-Болтон, пока его соблазняет второстепенная героиня, ест с ножа куски яблока. Затем, после ее неудачной попытки убить его, Рамси сам вонзает это острое лезвие в тело героини. С точки зрения мифологемы – универсального художественного образа, понятного в культуре разных народов, автор этим приемом дает понять, что данную героиню Рамси убил бы в любом случае, даже если бы она не предпринимала никаких роковых попыток, но и сам в будущем погибнет от руки своей жертвы, с которой имел интимную связь.
Читайте наши статьи на Дзен