Студенец: какое злое божество древних славян стало прототипом Деда Мороза
Дед Мороз – неизменный символ и главное действующее лицо новогодних праздников в России. Сейчас этот персонаж обрел даже «официальную резиденцию» в Великом Устюге и о том, чем именно он занимается все знают. Однако так было не всегда, и наш отечественный Дед Мороз не так уж давно стал добрым старичком с мешком гостинцев.
Зимний дух
Мороз (а ещё Студенец, или Трескунец) – одно из славянских мифологических существ. Выглядел он очень похожим на нынешнего Деда Мороза — седая борода, шуба. Однако работа у него была иная: заморозить, нагнать холода. Снежная, холодная зима означала для крестьянина обильный урожай. Потому зимой существовал даже особый обряд — «кликанье мороза»: закликали его на своеобразное угощение, оставляя «гостю» на крыльце блинов или кутьи.
Активно «окультуриваться» фольклорный образ стал в начале XIX века, когда появились первые литературные попытки «очеловечить» жутковатый мифологический персонаж. Так, у Одоевского в одной из «Детских сказок дедушки Иринея» Мороз Иванович – мудрый и справедливый старик, который одаривает за добрую службу, покрывает землю снежной шубой и стучит в окна, упреждая людей о холодах, призывая топить жарче и заботиться о нищих.
Более всего этот герой похож на хорошо знакомого нам Морозко. Мифологическое существо уже тогда приобрело личностные качества и даже стало проводником идей добра и милосердия, неким хранителем зимы.
Спутник Рождества
Почти тогда же, в начале XIX века, в Российской Империи появилась новая мода – покупать и наряжать рождественские ёлки. Указ Петра Первого, призывавший использовать хвойные ветви для новогодних празднеств в России, был к тому времени уже основательно подзабыт. Издавна ели принято было наряжать в странах Европы, а у нас этот обычай был присущ только немецким семьям и то — столичным.
Дело в том, что ель как атрибут Рождества возникла в средневековой Германии и имела сакральный смысл: вечнозеленое растение символизировало вечную жизнь, неувядающую милость Божию и называлось «Христово дерево» или «дерево Клауса» (Klausbaum). Клаус – это святитель Николай, христианский святой, известный также в России как Николай Угодник. Празднование памяти его приходится как раз на предрождественские дни — 19 декабря.
Святой Николай родился в III веке в Ликии – провинции Римской империи, где позже стал архиепископом города Миры. Свою жизнь святитель положил на служение и помощь нуждающимся, оклеветанным и несправедливо осуждённым.
По преданию, как раз под Рождество святой Николай помог одному разорившемуся отцу семейства, который, будучи в крайней нужде, отчаявшись, уже собирался отдать своих дочерей в публичный дом. Ночью святитель тайно принёс в сад перед домом мужчины три небольших узелка с золотом, чем спас семейство от нужды и позора.
В Европе этот сюжет оброс деталями: например, считалось, что золото святитель бросил в трубу камина, и оно упало в чулки, что сушились внутри. Так появился обычай, накануне дня памяти святителя Николая на ночь подвешивать у постели чулки для подарков, которые принято было дарить в этот день детям. Позже обычай этот стал рождественским, потому, неудивительно, что в Европе образ святого стал спутником Рождества, превратившись в хорошо нам известного Санта Клауса (Святого Клауса).
Санта Клаус по-русски
Любопытно, но в русской традиции ель не имела того сакрального смысла, который изначально был в Европе, более того, в восточнославянской мифологии ель – скорее символ смерти, а не вечной жизни. Но когда в Россию пришла мода на рождественскую ёлку, она очень быстро прижилась, и вскоре в городской среде стал формироваться образ и ответственного за праздник, в чём-то заимствованного из европейской традиции, а в чём-то – собравшего в себе сказочные черты мифологического персонажа.
Так началось постепенное превращение фольклорного «Мороза Ивановича» в русского Деда Мороза. С 20-х годов XX века на рождественскую ёлку, как и на прочие «религиозные пережитки», был наложен запрет. Лишь в середине 30-х годов традиция праздничной, теперь уже, правда, новогодней ёлки была реабилитирована, как и образ Деда Мороза, ставшего просто сказочным героем детворы, который сочетает в себе качества сурового «хозяина зимы» и доброго волшебника с мешком сладостей и игрушек.
Читайте наши статьи на Дзен