«Мертвенный свет»: почему убывающая луна считалась на Руси опасной
Современные люди хранят в памяти древние суеверия. К примеру, даже сейчас не принято стричь волосы на убывающую луну. Некоторые пытаются объяснить это научными методами, но все же разговор не идет дальше астрологии.
Тем не менее, наши далекие предки соблюдали те же правила — убывающая луна казалась им таинственным и зловещим светилом, поэтому культы почитания волос и в целом культ Луны слился в народном сознании в одно целое.
Сакральные свойства волос
Волосы у древних людей всегда имели сакральные свойства и считались не только вместилищем жизненной силы человека, но и как бы связывали его тысячами «нитей» с миром, причем как с этим, так и с потусторонним.
Германский историк Титмар Мерзенбургский, живший в XI веке, указывал в трудах, что славяне по-особому относятся к собственным волосам. Например, при заключении мирного договора с воюющей стороной, славянские вожди сбривали клок волос со своей головы, смешивали его с травой и во время рукопожатия при заключении договора держали этот клубок в другой руке. Возможно, речь в этом случае шла о связи волос с Землей-матерью.
С сакрализацией волос связан и обычай скрывать волосы от посторонних глаз, распространенный на Руси среди замужних женщин еще до крещения Руси. Даже в доме замужняя женщина должна была покрывать волосы, суеверные люди верили, что в противном случае произойдет несчастье – платок или кичка защищали волосы от колдовства и сглаза.
Существовал обряд первого заплетания косы у девочки; а у мальчика – первый обряд пострижин, до которого до волос ребенка нельзя было дотрагиваться ножницами.
Чтобы придать больше жизненной силы организму, девушки вплетали в косы травы и цветы, а перед свадьбой свершался не менее важный обряд расплетания девичьей косы, причем в западных регионах Руси он сопровождался символическим обрезанием и обжиганием волос невесты.
Обожествление луны
Луна в представлениях древних славян была связана с течением времени, счет которому шел по полнолуниям. Кроме прочего, луна была прочно связана с женским началом, поскольку отсчитывала цикл овуляции, и ассоциировалась с загробным миром. Славяне верили, что в дневное время луна уходит в загробный мир и светит там мертвецам, а другие помещали мир мертвых на луну.
Сербки гадали по луне об ушедших на войну мужьях – брали человеческий череп, трижды окунали его в воду и смотрели сквозь него на луну. И если видели на луне облик мужа, то верили, что он уже погиб.
Верили, что мертвенный свет луны вредит беременным женщинам и младенцам, поэтому существовали запреты выносить детей из дома ночью, а если ребенок заболевал, то считали, что в этом виновата луна, и начинали по-особому «лечить» ребенка: ставили на подоконник сосуд с водой, чтобы луна в нем «утонула» – обо всем этом пишет этнограф Д. А. Ляпин в работе «Очерки этнографии Верхнего Подонья».
О луне, плодородии и длинных волосах богини Сиф
Древние славяне верили, что луна неразрывно связана с плодородием. С плодородием земли и способностью к рождению детей у славян были связаны и длинные, густые волосы – показатель жизненной силы человека.
Мы мало знаем о взаимоотношениях богов древних славян, но можно провести параллель между ними древними скандинавами, у которых тоже существовал культ волос, связанный с культом плодородия. Так, у богини Сиф, жены Тора были прекрасные золотые волосы, от густоты и богатства которых зависел урожай на земле. По легендам, когда хитрый бог Локи срезал эти волосы, на земле разразился голод.
Скорее всего, точно такой же культ был и у славян-язычников. Поэтому убывание луны связывали с убыванием жизненной силы в природе и в волосах, а растущую луну воспринимали как светило, которое дарит всему живому свою силу.
Возможно, в культы волос и луны вплелось поверье, по которому обрезание волос могло привести к отторжению человеческой души от тела. Именно поэтому славяне и старались стричь волосы на прибывающую луну, чтобы сила, которую дает ночное светило, исключила или минимизировало возможность смерти в процессе стрижки.
С приходом христианства славяне не оставили суеверий и стали переиначивать их на новый манер. Теперь они придумывают, что стричь волосы можно только в первый день после новолуния, якобы «в этот день родился Адам», и уверяют, что строго-настрого нельзя стричь волосы в седьмой день новолуния – якобы это день, «в который Каин убил Авеля».
Но на самом деле все это – лишь фантазии и суеверия, а луна – это всего лишь луна. В книге Бытия сказано, что Бог создал самые обычные «светила», чтобы светить людям: «светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной» (Быт. 1:16–17). Поэтому следует стричься не тогда, когда велят суеверия, а тогда, когда удобно.
Читайте наши статьи на Дзен