Мельники, печники и кузнецы: почему эти профессии на Руси считались проклятыми
В русской культуре к мельникам, печникам и кузнецам, относились одновременно и с почтением, и с особой настороженностью. Связано это было с бытовавшими в Древней Руси поверьями, согласно которым люди, владевшие этими ремеслами, располагали тайными знаниями и находились на стыке двух миров — языческого и христианского.
Мельники
В старину в сознании крестьян прочно засело суждение о том, что водяная мельница является пограничной зоной, где пересекаются пути людей и водяного с болотной нечистью.
Набожные сельчане рассматривали мельницу как исключительно мужскую территорию, где запрещено было появляться женщинам и детям. Чтобы обезопасить жителей деревень и исключить их встречу с бесами, мельницы, столь необходимые для превращения зерна в питательную муку, ставили вдали от населённых пунктов.
Мельник представлялся им человеком, обладающим тайными знаниями, позволявшими ему договориться с потусторонними силами, чтобы они не мешали, а помогали ему в работе.
Согласно легендам, мельники, для того чтобы задобрить злых духов, постоянно организовывали жертвоприношения. В качестве «подношения» они использовали зёрна, хлебные крошки, горсть муки, кусочек сала, а по праздникам ещё и стопку водки. Помимо этого, в крестьянской среде бытовали поверья, будто в роли жертвы могли выступать не только продукты, но и животные чёрной масти, а также припозднившиеся путники, которых мельники сбрасывали под колесо мельницы.
В стародавние времена мельник безоговорочно ассоциировался с грешником и колдуном, которому после смерти заказана дорога в Рай. Дабы избежать неприятностей в земной жизни, они, по мнению селян, с ног до головы покрывали себя мучной пылью, чтобы отвести от себя внимание нечисти..
Этнограф Татьяна Щепанская отмечала, что сноровка, с которой мельник справлялся с работой, считалась не профессионализмом, а колдовским умением, ради овладения коим, он каждую ночь продавал свою душу водяному, отправляясь спать к нему на дно водоёма.
К тому же мельника часто можно было лицезреть с топором, который в древности приравнивался к магическому инструменту и считался традиционным атрибутом мужчины-колдуна.
От Поволжья до Полесья везде репутация мельника была стереотипна, и более того — сами представители этой важной профессии не стремились развенчивать ходившие о них слухи, поскольку таким образом они избегали конкуренции и преспокойно передавали своё умение по наследству.
Кузнецы
В языческие времена, кузнецы, пользовавшиеся покровительством бога Сварога – небесного огня, принадлежали к почитаемым членам общества. Про их мастерство слагали легенды, об их победе над Змеем Горынычем повествовали в сказах. Кузнецов наделяли способностью врачевать разные болезни, «приковывать» людей друг к другу, менять форму металла, а значит и влиять на судьбу человека.
Крестьяне, не понимавшие ничего в технологии ковки, полагали, что овладеть этим сложным делом можно было, лишь вступив в сговор с демоническими силами. Именно поэтому, как замечал академик Борис Рыбаков, «на Руси народ окружил кузнецов множеством легенд и поверий, называя их: кузнец-колдун, «хитрец».
Создававший из куска металла необходимые в хозяйстве предметы от иголки до плуга, кузнец был сосредоточен исключительно на своей работе, требовавшей немало физических сил, знаний, навыков и большого опыта, чтобы при минимальном уровне технологического развития прекрасно разбираться в особенностях различных металлов.
Не каждый сельчанин мог стать кузнецом, а потому эту специальность окутали легендами и возвели в ранг шаманства и коварного волшебства. К слову в родственном русскому чешском языке слово «кузнечество» звучит как «коварство», а «козни» не что иное, как «кузня».
Образ кузнеца нередко фигурировал в народных заговорах: «На море, на океане, на острове Буяне, стоят три кузнеца, куют кузнецы там на трех станах. Не куйте вы, кузнецы, железа белого, а прикуйте ко мне молодца». Про представителя этой профессии, который работал в окружении пылающего огня, как в преисподней, часто говорили: «Умудряет Бог слепца, а чёрт кузнеца».
Недоверие к кузнецам было вызвано и тем, что они возводили свои кузни на окраине деревни, чаще всего у водоёмов. Такое обособление недалёкие сельчане объясняли связью кузнецов с нечистой силой, хотя сами ремесленники руководствовались исключительно благими намерениями: имея дело с огнем, они беспокоились, как бы при неосторожном обращении он не вышел из-под контроля и не перекинулся на деревянные дома крестьян, стоявшие по соседству.
Так неверная интерпретация способствовала тому, что соблюдение элементарных правил безопасности расценивалось как нечто загадочное и неблагожелательное, а мастерство кузнеца оправдывалось не иначе как его сговором с тёмными обитателями потустороннего мира.
Печники
Сакральным статусом на Руси наделяли и печников, которые возводили русские печи – самый мифологизированный предмет крестьянской избы, совмещавший в себе характеристики центра дома и границы между мирами.
Считалось, что мастера, складывавшие печи, обладали магическими способностями, а потому любой конфликт с ними мог привести к печальным последствиям.
Чтобы избежать проклятий со стороны печников, которые якобы могли напустить в дом чертей, люди щедро платили за их труд.
В свою очередь печники старались поддерживать сложившийся в отношении их в обществе стереотип. По свидетельствам этнографа Сергея Максимова, нередко, недовольные платой или отношением заказчика мастера мстили своим обидчикам при помощи профессиональных хитростей, которые в народной среде объяснялись проделками злых потусторонних сил.
Так печники при сборке печи могли заложить в неё горлышко бутылки, полую бутылку или дудочку-пищалку, от которых при розжиге исходили звуки, похожие на завывания, стоны и вздохи, которые в народе объяснялись присутствием кикиморы.
Прочие профессии
Помимо мельников, кузнецов и печников в когорту «проклятых» профессий, имевших связь с демоническими силами, входили гончары, столяры, плотники и пастухи.
Гончарам, превращавшим обычный комок глины в посуду, приписывали связи с чертями и способность наводить порчу. Крестьяне полагали, что после обжига в огне, являющемся прообразом адского пламени, все изделия приобретали магические свойства.
Столяры и плотники ассоциировались со злом, потому что в своей работе использовали наделённый магическими свойствами топор, и якобы обладали возможностью напускать кикимор.
Пастухов приравнивали к колдунам, ведущим дружбу с лешим, из-за их привычки проделывать при выгоне скота охранительные обряды и читать заговоры на защиту животных.
Читайте наши статьи на Дзен