Бесноватые или пророки: кого на Руси называли кликушами
Едва ли можно всерьез назвать русское средневековье периодом «темных» веков, как привыкли считать наши современники. Но тотальная неграмотность, религиозный фанатизм и отголоски язычества продолжали плодить суеверия в низах русского общества. Одним из таких странных, но закономерных явлений являлись кликуши.
Жертвы злых сил
В опубликованном в 1903 году сборнике статей С.В. Максимова «Нечистая, неведомая и крестная сила» кликуши описываются как женщины, которые в ходе церковной службы впадали в транс и «кликали» животными голосами. Порой они употребляли и членораздельную речь, в которой указывали на тех или иных людей, своих знакомых и соседей, просто известных людей. Такие люди становились объектами преследования, поскольку вселившийся в женщину злой дух указывал на колдуна, его призвавшего..
Однако, сами кликуши представлялись честному народу пострадавшими, о них заботились как во время припадка, так и после него. В XVII веке, на фоне сопротивления никонианской реформе (которая внедрялась довольно жестоко и нарушала многовековой уклад) сообщения о кликушах приобрели массовый характер. И не потому, что их действительно стало больше, а потому, что в народном сознании церковь отворачивалась от Бога. В таких условиях любое необъяснимое явление становилось объяснимым – пророчества кликуш приобретали апокалиптический характер.
Экзорцизм и здравый смысл
К деревенским кликушам относились по-особенному. С одной стороны, это дело общины – позаботиться о своем больном, с другой же, зло должно быть изгнано любой ценой. Для облегчения страданий применялся следующий способ. На женщину надевали пахотный хомут, на ноги – подковы и задавали вопрос: «Кто твой отец?», а затем запрягали в соху. В процессе она должна была назвать имя духа или колдуна. Когда кликуша заводила свои откровения, собиралась вся деревня, и вокруг дома проходил крестный ход. Таким образом, многолюдная процессия с крестами, молитвами, покаянными речами и животными выкриками несчастных превращалась в самый подлинный сеанс общения с высшими силами! В иных местах использовались более привычные методы с утоплением в ледяной проруби и окуриванием ладаном. После припадка старые женщины и священники «отчитывали» кликушу, стараясь отделить чуждую сущность от тела жертвы.
И хотя после того, как человек приходил в себя, его хорошо кормили и старались ухаживать, в процессе такой целительной практики люди получали травмы, заболевали простудой. Психическое же расстройство, очевидно, только усугублялось. Такие процессы, продолжавшие набирать обороты среди крестьянства, обеспокоили Петра Первого. Император усматривал в кликушестве «притворное беснование» и шарлатанство. Указом от 1716 года и Духовным регламентом 1721 года он запретил издеваться над «одержимыми», а на архиереев возложил обязанность по их розыску и освидетельствованию. Настоящие больные оставались под присмотром, а притворщикам полагалось наказание.
Читайте наши статьи на Дзен