Самая страшная примета: что делали на Руси, если вдруг уронили покойника на похоронах
Похороны – событие не только печальное, но и осложненное множеством традиций, примет и суеверий, соблюсти которые нужно, чтобы не навлечь на семью усопшего страшные бедствия.
Уронить покойника – самая страшная примета
Так, нужно обязательно проследить за тем, чтобы глаза покойного были закрыты, для этой цели на них иногда кладут монетки. Делается это для того, чтобы покойник ненароком не глянул на кого-то и не забрал с собой в могилу. Руки и ноги усопшего связывают перед тем, как положить в гроб. Практическая сторона этого обычая очевидна: если руки и ноги не зафиксировать, пока тело не окоченело, положить тело в гроб будет сложно. Однако, есть у этого обычая и другое, мистическое объяснение: связать нужно для того, чтобы непогребенный мертвец не вздумал встать и начать вредить живым. Эти и другие традиции объясняются тем, что умерший человек, согласно народным поверьям, продолжает «жить», но только иным, не земным образом. Об этом можно прочесть в «Энциклопедии русских суеверий» Марины Власовой (СПб, Азбука, 2008 г.).
Антрополог и археолог Станислав Дробышевский, описывая погребальные обряды наших древнейших предков, отмечает, что многие из них были вызваны страхом перед мертвым и желанием обезопасить соплеменников от его проделок (С. Дробышевский. Байки из грота. Издательский дом «ПостНаука», 2018 год).
И в наши дни большинство обрядов на похоронах связаны с желанием «умилостивить» покойного, не дать ему повода начать мстить живым за обиды, причиненные при жизни или в процессе похорон. Поэтому и говорить об умершем следует только хорошее, и в гроб уложить с максимальными удобствами, и за поминальным столом непременно поставить для него чарку.
Плохо при обмывании и одевании мертвого упустить что-то важное, плохо забыть о нем на поминках, но хуже всего уронить гроб с телом покойника. Неважно, где и как это случится – при выносе из дома, по дороге ли на кладбище или в момент опускания в могилу. Особенно ужасно, если неловкие носильщики не просто уронят гроб, но произойдет это так, что сам покойный вывалится наружу. Немногим легче ситуация, если будет обронена наземь крышка домовины. На кладбище в момент погребения самым ответственным является момент, когда гроб опускают в могилу. Если одна из веревок оборвется или выскользнет из рук копальщика так, что гроб обрушится вниз, знающие люди непременно начнут испуганно креститься и качать головами. Можно не сомневаться, что рассерженный такой бесцеремонностью покойник обязательно накажет виновных. Иногда говорят (об этом можно прочесть монографии Елены Фурсовой «Похоронно-поминальная обрядность старообрядцев-переселенцев из Белоруссии как этнографический источник»), что умерший таким образом дает знать о наличии у него незавершенных дел на земле. В этом тоже хорошего мало: покойник вернется и будет стараться свои дела завершить. Чаще же всего следствием падения гроба с покойником должна стать новая смерть в семье в течении ближайших 90 дней.
Другие похоронные приметы и обычаи
Уронить покойного, конечно же, самое последнее дело. Но есть и множество других, весьма важных условий, который непременно стоит соблюсти. Так, в книге Владимира Даля «О повериях, суевериях и предрассудках русского народа» (СПб, Литера, 1994 г.) можно прочесть, что, возвращаясь в день похорон с кладбища, нельзя ни к кому заходить в гости, иначе принесешь в дом смерть. Далее Даль пишет, что вернувшись с кладбища домой, первым делом следует приложить руки к печи. Связан этот обычай с тем, что печь воспринимается, как защитница всего живого в доме, и она должна уберечь людей от кладбищенской «скверны». Во многих регионах России всех, кто провожал умершего в последний путь, встречают у ворот с ведерком воды и ковшиком, чтобы можно было символически омыть руки. Цель все та же – смыть с себя «печать смерти», освободиться от нее.
Там же, в книге «О повериях, суевериях и предрассудках русского народа», сказано, что умершего как можно скорее следует переложить с кровати на стол. Вызвано это стремлением оградить покойного от наказания, которое душа его будет нести «за каждое перышко в перине и подушке».
В книге фольклориста Сергея Максимова «Нечистая, неведомая и крестная сила» (СПБ, Полисет, 1994 г.) есть такое интересное наблюдение: во многих регионах в руки покойному обязательно клали платок – чтобы было ему, бедному, чем утереть лоб на Страшном суде.
В упоминавшейся уже монографии Елены Фурсовой сказано, что староверы ни в коем случае не допустят, чтобы покойник, а пуще того – покойница, оказались в гробу с украшениями – кольцами, серьгами или брошками. Бог за такое суетное отношение к смерти непременно накажет!
Многие из этих обычаев забыты, другие живут и по сей день, и все они связаны с желанием как можно лучше «устроить» покойного на том свете, чтобы и его близким, оставшимся «по эту сторону смерти», жилось спокойнее.
Читайте наши статьи на Дзен