Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2021-07-30 18:32:56
Ашхен Аванесова

Шутов Камень: где находится самое древнее «место силы» в Подмосковье

В Дмитровском районе Подмосковья, в густом Шутовом лесу с извилистыми тропками со стародавних времён лежит священный Киндяковский камень, к которому не иссякает человеческий поток.

Этот священный для язычников валун, иначе именуемый Шутовым Камнем, в наши дни привлекает внимание не только неоязычиков и страждущих, но и любознательных туристов, краеведов и исследователей таинственных объектов.

Место силы

Согласно легендам самое древнее «место силы» Подмосковья расположено в 20 км западнее от древнего города Дмитров. Чтобы увидеть его своими глазами, прикоснуться к священному Шутову Камню и провести соответствующий ритуал, необходимо, достигнув Клязьминского водохранилища, продолжить движение по Рогачевскому шоссе.

Приметив дорожный указатель на деревню Турбичево, следует повернуть в её сторону и, продолжая путь, ждать появления на перекрёстке знака с названием деревни Киндяково. Но заезжать в этот населённый пункт не надо, стоит двигаться в прямом направлении и совсем скоро в поле зрения попадёт ведущая в Шутов лес тропинка. Ступив на петляющую по болотистой местности дорожку, следует быть крайне осторожным, чтобы не увязнуть в зыбкой почве, кое-где устланной дощечками. Перейдя по мостику через речку и пройдя несколько метров, можно увидеть небольшую поляну, на которой и лежит Шутов Камень.

Из города Дмитров до деревни Турбичево можно добраться на автобусе, а оставшуюся часть пути преодолеть пешком.

Языческое святилище

Устроившийся у места слияния трёх вод – реки Золотухи, реки  Кимерши и безымянного ручья —  ритуальный, Шутов Камень представляет собой мегалит, предположительно из серого кварцита.

Несмотря на то, что эта полутораметровая плита естественного происхождения лежит на болотистой местности, она по странному стечению обстоятельств не погружается в трясину, а на протяжении столетий притягивает паломников для ритуального поклонения.

Почитая Шутов Камень как место силы, люди организовали вокруг него импровизированное святилище: все обрамляющие валун кустарники и деревья увешаны лентами и предметами одежды посетителей, верящих в чудодейственное воздействие этой древней достопримечательности. Происходит это, потому что с языческих времён Шутов Камень наделяли животворящими свойствами.

Исследовавший валун в 80-х годах XX века Ю. Золотов в статье «Остатки древнего святилища на реке Кимерше» отмечал, что в старину Киндяковский камень, возможно, почитался людьми как воплощение бога Велеса, однако прославился он как целитель от всяких, но прежде всего детских, болезней. К нему, проделывая сложный и местами опасный путь, приносили тяжелобольных ребятишек, чтобы излечить их от недугов.

Для этого необходимо было набрать в любую емкость воду из протекающих здесь речек и «скатив» её по Шутову Камню, то есть облив ею валун, снова собрать в посуду. Зарядив таким образом воду чудодейственной силой, паломники омывали ею хворающее чадо, переодевали его в чистую одежду, а старую развешивали на окружающих Киндяковский камень деревьях.

По поверью, если ребёнку предначертано было поправиться, то он после ритуального омовения быстро исцелялся, в противном же случае стремительно умирал.

Иные паломники полагали, что терзающие их болезни будут побеждены тогда, когда привязанные ими на ветки ленточки или предметы одежды истлеют.

В наши дни к Шутову Камню приходят и для того, чтобы загадать желание, а в качестве «благодарности» оставляют у его основания продукты питания, монеты и сувениры.

Верящие в чудодейственную силу этого валуна стараются приехать к нему в день летнего солнцестояния, когда согласно поверьям его магические свойства и энергетика значительно усиливаются.

Природа появления

О том, как появился у деревни Киндяково Шутов Камень известно немного.

Несмотря на то, что ни в одном историческом источнике нет упоминания о валуне с таким названием, его почитатели полагают, что сведения о магическом камне можно обнаружить в записях немецкого ученого и путешественника Адама Олеария и русского историка Василия Татищева.

Живший в XVII веке Адам Олеарий в своей книге «Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно» поместил легенду о древнем камне Алатырь – отце всех камней на планете.

Согласно его рассказу в стародавние времена некие пилигримы с Белого моря принесли с собой в Москву «белгорюч» камень Алатырь, который был разделён на девять частей. Каждый осколок от могучего беломорского камня был схоронен в крепостных стенах окружавших Москву девяти городов.

Обладая сакральными свойствами, эти частицы должны были оберегать столицу княжества от разорительных войн, захвата иноземцами и прочих зол, таких как голод, засуха, мор.

Постепенно к чудодейственному камню, который лежал рядом с городом Дмитров, начали приходить люди и просить об исцелении от недугов. Сюда же Иван III приводил свою дружину, чтобы перед наступлением на татарскую орду они приобрели неуязвимость и, одержав победу, целыми и невредимыми вернулись домой.

В XVIII век веке В. Татищев в первом томе своего труда «История Российская» приводит пересказ некой Иоакимовской летописи, в которой отмечается, что в глубокой древности по реке Кимерше против её течения приплыл к людям загадочный камень. Этот мегалит был объявлен священным и очень быстро обрёл славу «места силы». Рядом с ним стали проводить ритуалы поклонения языческим богам и исцеляющие обряды.

Историк приписывал ему некую примирительную силу, поскольку 11 из 18 переговоров русских князей, которые проходили в Дмитрове, завершились заключением мира.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: