Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2021-09-10 16:37:43
Юлия Попова

«Покуда еще не остыл»: зачем русские старались быстрее снять покойника с постели

Лексикограф Владимир Даль в своих трудах упоминал о том, что русские нередко стаскивали умирающего с постели, «покуда еще не остыл». Такое, казалось бы, бесчеловечное отношение было связано с существовавшими в ту пору поверьями.

Дорога для души

Смерть человека издревле воспринималась на Руси как некий переход человека в принципиально иное состояние, а потому считалась одним из важнейших этапов жизни. Чаще всего близкие умирающего были обеспокоены тем, чтобы его душа без мучений и лишних промедлений переместилась в мир иной. В связи с тем, что душа связывалась в народных представлениях с образом птицы, для того, чтобы она беспрепятственно отлетела, в избе открывали окна, двери, печную трубу. Сложнее было с душой колдуна, которую через отверстие в потолке уносили бесы. Впрочем, нередко для того, чтобы дать колдуну умереть, просто поднимали верхнюю слегу на крыше дома.

Считалось, если человек долго страдает и не может умереть, то при жизни он знался с нечистой силой. Поэтому перед смертью он должен передать искусство колдовства своему преемнику. А на Севере бытовало поверье, согласно которому в муках умирали исключительно грешники. Однако и в этом случае русские пытались всеми способами облегчить страдания умирающего. Например, как пишут в издании «Книга примет» Александр Морок и Ксения Разумовская, после принятия христианства, пытаясь «проторить» душе дорогу к Богу, вкладывали в руку умирающему «Богову» свечу, кадили вокруг ладаном.

Тяжелые перья

Именно для облегчения перехода в мир иной родственники поспешно снимали умирающего с постели. Человека, находившегося при смерти, перекладывали на стол или попросту вынимали из-под него перину, вместо которой подкладывали солому. А голову того, кто пребывал на грани миров, никогда не клали на подушку, набитую пером. Повсеместно у славян считалось, что агония умирающего на перине и перьевой подушке будет более продолжительной и мучительной. Говорили, что перья «не дают человеку умереть». Никита Толстой и Татьяна Агапкина, авторы издания «Славянские древности», утверждают, что «перья тяжелы, так как отягощены сексуальными грехами, совершаемыми на перине».

По этой же причине общеславянским является и запрет класть в гроб подушку, набитую пером. Это якобы будет беспокоить усопшего на том свете, так как ему придется «ответить на суде за каждое перо». Подушку для покойников обычно набивали соломой, сеном, листьями от веника, освященными травами. Кроме того подушку нередко наполняли вычесанными или состриженными волосами, а также ногтями, которые собирали всю жизнь. Хранение волос и ногтей объясняется страхом наших предков перед порчей, которую с помощью этих предметов могли навести колдуны. Ногти же нужны были покойникам для того, чтобы преодолеть гору на пути в рай.

Услужливые вещуньи

Стоит отметить, что многие эксперты уверены в том, что поверья, касающиеся вреда, который якобы могут причинять умирающему перьевые подушки и перины, были намеренно придуманы услужливыми вещуньями. Вещуньи никак не могли дождаться, когда же придет их очередь распоряжаться, а эта очередь наступала именно со смертью человека. Поэтому они и снимали с постели еще живого «клиента» и тормошили его на все лады. Известный этнограф и лексикограф Владимир Даль писал: «В некоторых местах бессмысленная и наглая услужливость их (вещуний) доходит до того, что они стаскивают умирающего с одра смерти и торопятся обмыть и одеть его, покуда он еще не остыл, может быть, покуда он еще дышит».

Дело в том, что для обмывания усопшего и других процедур обычно приглашали специальных людей, чаще всего это были пожилые женщины, которые руководили всем процессом. Кроме определенной власти, те, кто обмывали покойника, получали в подарок от родственников что-то из его вещей. Также им давали по кусочку мыла, которым обмывали тело. Дело в том, что такое мыло считалось целебным: им лечили боли в руках, различные кожные заболевания и другие недуги. Тех, кто обмывал умершего, поили чаем с выпечкой, дарили им полотенца, платки и прочие вещи. Впрочем, необходимо упомянуть о том, что расплачиваться за подобные услуги деньгами было не принято.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: