К каким русским на похоронах в могилу прыгали жабы
На Руси очень серьезно относились к суевериям и обращали внимание на знаки, которые посылает жизнь. Согласно поверьям, лягушка, прыгнувшая в могилу на похоронах абсолютно определенно указывала, кем был покойник при жизни.
Все лягушки — люди
Лягушки, жабы и прочие гады считались на Руси олицетворением злых сил. Недаром, как пишут Дмитрий Зеленин и Никита Толстой в своих «Очерках русской мифологии», считалось, что русалки способны превращаться в том числе и в лягушек. Существовало поверье, согласно которому в лягушек превращались женщины, не почитавшие Пятницу. По словам Елены Лютовиновой и Бориса Невзорова, авторов издания «Славянская мифология», по легенде именно так появились лягушки: «Макошь-Пятница превратила «бабу-непочетницу» в лягушку, с тех пор и лягушки по земле пошли». Именно этим обусловлена примета, запрещающая убивать жаб: «А то мать умрет».
А жители Вологодского уезда были уверены в том, что все без исключения лягушки и жабы – это превращенные люди. Константин Логинов в своей книге «Традиционный жизненный цикл русских Водлозерья» со ссылкой на Велецкую и Куликовского отмечал, что народные предания также гласили, что все лягушки – «бывалошные люди», погибшие после Всемирного потопа. Считалось, что после нового потопа все лягушки станут людьми, а люди – лягушками. Отсюда, судя по всему, и другая примета — если убить лягушку, то пойдет неостановимый дождь.
Чаровники и жабы
Неудивительно, что именно лягушек колдуны активно использовали в своей «работе». Так, Елена Грушко в издании «Энциклопедия русских суеверий» пишет о том, что для того, чтобы кому-нибудь отомстить, колдун брал живых змей и лягушек, высушивал их в печи, растирал в мелкий порошок, завязывал порошок в холстину и клал в навоз. Мало того, Т.А. Берштам, автор книги «Русский Север», утверждает, что лягушки, как олицетворение мира мертвых, использовались и в обрядах посвящения колдуна. Посвящаемый должен был в бане поцеловать лягушку (поцелуй, по-видимому, следует рассматривать как форму вкушения): «чтобы все знать, и лесово, и водно».
По этой причине благодаря лягушке, попавшей в могилу, можно было точно сказать, что покойник при жизни был колдуном. По крайней мере, в «Сборнике сведений для изучения быта крестьянского населения России» под редакцией Николая Харузина (1890 год) указано: «Если въ могилу, до опущенiя въ нее покойника, попадетъ лягушка, то это означаетъ, что умершiй былъ чаровникъ и что злой духъ въ видѣ этихъ животныхъ дѣлаетъ ему могильную встрѣчу». Ведьма-лягушка – вообще довольно устойчивое словосочетание. В связи с этим традиционным считалось на Руси «узнавание ведьмы», для чего в купальскую ночь ловили лягушек и вилами наносили им увечья.
Другие признаки колдуна
Однако если при жизни «узнать» ведьму не удавалось, то ее можно было вычислить после смерти, и не только с помощью лягушки или жабы. Например, Александр Гура в своем труде «Символика животных в славянской народной традиции» упоминает о том, что попавшая в могилу мышь может указывать на то, что покойник сотрудничал с нечистой силой. Гура пишет, что это «злой дух в облике мыши вышел навстречу умершему колдуну, чтобы забрать его душу». Как и лягушку, мышь женщинам нельзя брать в руки или убивать, потому что иначе не будет удаваться хлеб. Существовала легенда, согласно которой мышь прогрызла днище Ноева ковчега. Но Ной затянул дыру платком, превращенным Богом в кота.
Ворон – тоже колдовская птица и тоже фигурирует в истории о Всемирном потопе. С.М. Толстая, автор энциклопедического словаря «Славянская мифология», утверждает, что ведьму определяли по черному ворону на крыше ее дома. Согласно легенде, именно ворона выпустили из ковчега для того, чтобы узнать о конце потопа. Но птица назад не вернулась. В наказание за это ворон, который прежде был белым, как снег, был превращен в черного. Непременными атрибутами ведовства считались также собаки, змеи, ящерицы, крысы, иногда свиньи, жуки и даже бабочки.
Читайте наши статьи на Дзен