Дурной глаз: по каким признакам его определяли русские
Немцы издавна опасались человека с густыми сросшимися бровями. Считали, что из них в любую минуту может вылететь демон в облике бабочки и убить того, на кого опасный человек посмотрит. Свои приметы для выявления людей с «дурным глазом» были и у русских.
Декларируемая непреднамеренность
В диссертации «Представления о глазах и зрении в языке и традиционной культуре славян» филолог М. Ясинская обращает внимание на отличительную черту «дурного глаза» – «декларируемую непреднамеренность». Человек с «дурным глазом» способен навредить окружающим или самому себе не из-за злого умысла. А только лишь потому, что его глаза обладают «дурной» способностью. Сглазу противопоставляется порча, которая наводится намеренно и со злым умыслом.
Восточные славяне верили, что жизненная сила заключена именно в глазах. В них прочитываются мысли и чувства. Через них демоны вселяются и овладевают душой. Через них душа выходит и возвращается в тело (отсюда традиция закрывать глаза покойнику). Считалось, что при помощи глаз человек не только воспринимает действительность, но и воздействует на нее. Поэтому в народной традиции пристальное внимание уделялось манере смотреть. Недобрым считался пристальный и длительный, праздный и бесцельный взгляд, а также любопытный или завистливый.
Опасные урочливые
На Руси людей с «дурным глазом» называли глазливыми или урочливыми. По наблюдениям К. Логинова, русские Водлозерья называли «нойдами» (злыми колдунами) всех обладателей черных или карих глаз. Стереотип о том, что человек с «черным, тяжелым, дурным глазом» может сглазить, сохраняется и до наших дней. А самым эффективным средством защиты от «дурного глаза» остается кукиш в кармане.
В опасную группу урочливых также входили обладатели чрезмерно больших и блестящих, глубоко посаженых или широко расставленных глаз, имеющих бельмо и другие дефекты (например, косоглазие). В народе говорили: «Косой загляделся, овин загорелся». Настороженно относились и к слепым. Верили, что они видят то, что не дано разглядеть зрячим, заглянуть в потусторонний мир, предсказать будущее.
Исследователь жизни колдунов и знахарей в России XVIII-XIX вв. Н. Будур напоминает, что способностью сглазить обладал не только «недобрый взгляд», но и не к месту сказанное слово. Поэтому повсеместно люди воздерживались от похвалы в адрес ребенка, скотины, урожая. Верили, что сглазить можно неискренним предостережением или пожеланием. Особенно – если оно произнесено урочливым человеком. До наших дней дошла примета стучать по дереву, чтобы не сглазить.
Изгои и чужаки
Исконно обладателями «дурного глаза» на Руси считали людей тех профессий, которые были связаны с нечистой силой, – пастухов, мельников, печников, конюхов. Полагали, что они «открывают доступ нечисти в мир людей». Так, по народным представлениям, пастух нередко пользовался услугами и помощью разной нечисти. Преимущественно – лешего. Пасти стадо обычно приглашали чужака, что усиливало «дурной глаз» пастуха. Часто это были увечные и калеки, одинокие старики или люди со странностями в поведении. Последних, как пишет в «Русской мифологии» Е. Мадлевская, называли «нехитренькими» или «неумственными».
Пастухом становился тот, кто в силу недостатка интеллектуальных или физических способностей не мог работать на земле. В народе верили, что сила пастуха – в его магических знаниях, при помощи которых он контактирует с нечистью и уберегает стадо. Но из-за контактов с нечистью пастух одним только взглядом был способен причинить вред – наслать болезнь, погубить урожай, вызвать болезнь у скота.
Сглазить мог посторонний, который без разрешения входил в дом во время обеда, сна или укачивания младенца. Но особенно боялись сглаза чужаков, поэтому к ним всегда относились настороженно. Страх вызывал незнакомец, который заглядывал в окна или во двор, пытаясь при этом остаться незамеченным.
Считалось, что глаза становятся «дурными», если смотреть ими через какое-то отверстие – замочную скважину, окно, щель. Мог сглазить и тот, кто наклонялся и смотрел на что-то или кого-то через свои расставленные ноги. С опаской относились к человеку, который через очки смотрит на ребенка.
Нарушители правил
Не менее опасным считался взгляд бесплодной женщины. Особенно от ее «дурного глаза» берегли малышей. Как пишет М. Ясинская, предназначением каждой женщины считалось рождение детей. Поэтому к бездетной, не исчерпавшей жизненной силы, относились настороженно. Ее «дурной глаз» усиливался завистью, она могла легко сглазить беременную или маленького ребенка. По тем же причинам способность к сглазу приобретали те, кто не обзаводился семьей. Они не только не выполняли своего предназначения, но и нарушали установленные нормы поведения.
К нарушителям правил также относили тех, кто ходил нагишом, вытирал лицо рубахой, тер глаза грязными руками, с утра не умывался. Считалось, что во время сна зрение, как пишет М. Ясинская, пребывает в потустороннем мире. Утреннее умывание – своеобразный ритуал очищения глаз, которые смотрели на «иной мир». Если им пренебречь – легко обрести «дурной глаз» и причинить вред окружающим.
С одной стороны, пренебрегшие правилами обретали «дурной глаз». С другой, – получали защиту от сглаза. Неслучайно женщины после умывания у колодца или на реке часто вытирали лицо подолом.
И все остальные
Способность «дурного глаза» приписывалась людям, находящимся у границы двух миров, – старикам, младенцам, роженицам, невестам, смертельно больным. Эти категории одновременно были опасны для окружающих и наиболее уязвимы перед сглазом. Неспроста, невест накрывали фатой, а при входе в избу, где лежал больной, полагалось сначала посмотреть на печь, потом – на красный угол, и только после этого переводить взгляд на больного.
Страх перед сглазом был настолько силен, что «дурной глаз» могли приписать практически любому. Сглазить могли так называемые «субботники» – рожденные или зачатые в субботу. В этот день, по поверьям, открывался проход между мирами, а души предков посещали мир живых. «Дурной глаз» приобретали те, кого мать кормила левой грудью. Считалось, что они вырастут левшами – а это еще один признак, по которому выявляли людей, способных сглазить. С опасением относились к тому, кого во младенчестве мать дважды отнимала от груди. Считалось, что тем самым она отлучила его от мира живых.
Читайте наши статьи на Дзен