Казачьи суеверия: какие звуки донцы считали предвестниками смерти
Среди казаков бытовало множество поверий, которые предвещали несчастья. Многие из этих поверий родились на Руси. Например, казаки боялись стонов домовых, крика пугача, гнезда пустошки, огненного змея и многих других вещей, которые не сулили ничего хорошего.
Стоны домового
Казаки верили, что в каждом доме живет домовой, которого называли по-разному: дедушка-соседушка, соседушка-матушка, буседка, буседушка. Примечательно, что, как пишет Марина Власова в своей книге «Русские суеверия», на Дону, где дедушка было «почетным прозванием» домового, обращаться подобным образом к старым казакам значило рассердить их, оскорбить. Однако, несмотря на такое ласковое прозвище, домовые могли наказывать людей и предвещать различные несчастья. Так, казаки боялись услышать в доме плач или стоны домового, которые, как правило, ничего хорошего не сулили. В одном из сказаний уральских казаков говорится: «Ночесь домовой меня давил, да такой голый, холодный! Я ощупал его, и спрашивал: к худу, аль к добру? И он простонал: к худу! Беспременно какое-нибудь несчастье будет!»
Гнездо удода
Предвестником горестей считался у казаков и удод или пустошка. Это объяснялось тем, что эта птица была связана с иным миром, а потому могла предсказывать будущее. Недаром одна из самых таинственных птиц и героиня множества поверий кукушка в некоторых легендах вступает в брак именно с удодом. Скорее всего, подобные сказания и приметы обусловлены специфическим запахом, который источают гнезда удода. Зловоние отпугивает от гнезда, где находятся птенцы, всевозможных хищников. Причем удоды очень изобретательны в плане выбора места для высиживания птенцов. Они могут свить гнезда не только в дуплах, пнях, камнях, расщелинах, но и, не боясь человека, обустроиться прямо в доме. Однако появлению удода в доме казаки не были рады, потому как считали это предупреждением о грядущем пожаре. А на Украине предзнаменованием смерти считалось, если удод долбил угол дома.
Крик пугача
Еще одной зловещей птицей казаки считали пугача, то есть филина. Филин причислялся к нечистым птицам, в которых могли превращаться ведьмы и черти. Филин, «совкин деверь», постоянный спутник лешего, а сычи его гонцы. Не зря в прежние времена говорили: «Филин не к добру хохочет!», «Крик филина поблизости селения к большой беде, к пожару», «Филин да ворон зловещие птицы, и крик их к несчастью», «Пугач не к добру кричит», «Крик филина слышать — несчастье услыхать». Считалось, что если филин кричит, сидя на крыше, то быть в доме покойнику. Тем не менее, по словам Елены Грушко, автора издания «Энциклопедия русских суеверий», когти филина было принято носить при себе для защиты от колдовства.
Огненный змей
Еще более впечатляющим было верование в огненного змея, который приносил большое богатство людям, продавшим ему свою душу. Понятно, что такое богатство не делало человека счастливым. Согласно верованиям казаков, огненный змей вылупливался из яйца, снесенного петухом. Поэтому петухов долго в доме не держали. Считалось, что на третий год он обязательно снесет такое яйцо. Однако некоторые колдуны, по легендам, специально выращивали змея, для чего носили яйцо, снесенное петухом, за пазухой в течение трех недель. Все это время яйцо следовало поддерживать у голого тела правой рукой. Когда огненный змей появлялся на свет, он был готов служить своему повелителю. Огненный змей владел тайнами будущего и мог вступать в брак (или брать силой) женщин.
Порча
Кроме этого, казаки по-настоящему верили в порчу. Недаром по дороге в церковь молодые останавливались на каждом перекрестке и «творили молитву» во избежание порчи со стороны колдунов и ведьм, которым они, согласно поверьям, более всего были подвержены в день бракосочетания. Колдун, наводивший порчу, мог даже остановить свадебную процессию. Поэтому, например, оренбургские казаки бросали на дорогу скорлупу трех грецких орехов, в которые засовывали трех блох, и приговаривали: «Как эти блохи скачут, так пусть и кони прыгают». Именно порчу считали казаки причиной многих болезней. Не зря на Дону особо чтили Вербное Воскресенье. Казаки верили, что веточки вербы после освящения приобретают чудодейственную силу и в течение года защищают людей и животных от порчи.
Читайте наши статьи на Дзен