Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2022-08-13 14:59:46
Оксана Баринова

Обменыши: каких младенцев на Руси боялись

Наши предки верили в существование оборотней и других полумифических существ, опасных для простого человека. В крестьянской среде рассказы о проделках «нечистой силы» сохранились вплоть до XVIII-XIX веков. Одними из самых коварных представителей «потустороннего мира» считались обменыши, которых черти подкидывали родителям вместо младенцев.

Как спасти ребенка от злых духов?

Наиболее уязвимыми перед «нечистой силой», согласно поверьям, были дети. К первой категории необычных младенцев относили оборотней – тех, кто с рождения мог превращаться в страшных существ. Оборотнями могли стать дети, зачатые в так называемые запретные дни, например, под Пасху. Крестьяне Вятской губернии полагали, что такие младенцы со временем смогут превращаться в волков, расплачиваясь таким образом за грехи своих родителей. Причем превращение происходило крайне мучительно – в назидание остальным. Вторая группа опасных детей в сказаниях и мифах представлена обменышами. Ими дьявол подменял новорожденных, не прошедших еще таинство крещения. Поверья гласили, что черти уносят детей, оставленных без присмотра, а также тех, кого мать забыла перекрестить перед сном, кому не говорят: «Будь здоров!» после чихания, не желают роста и счастья. Следовало пристально следить за младенцем в бане, где матери часто проводили первые дни после родов, могли задремать и потерять бдительность. Чтобы избежать трагедии, их нередко сопровождали повитухи. Кроме того, обменышей подкидывали в те семьи, где ребенка несправедливо ругают или наказывают, говорят опрометчивые проклятия в духе «хоть бы тебя леший унес». Кстати, способность красть младенцев и детей постарше приписывалась не только дьяволу, но и более мелким его «пособникам»: вышеупомянутому лешему, а также домовому, баннику, обдерихе и другим представителям «нечистой силы», водившимся в крестьянских избах.

Обменыши – вечные младенцы

На Руси считалось, что обменыша легко отличить от настоящего ребенка по внешнему виду. Так, обменыш был чрезвычайно некрасив, с трудом рос и набирал вес, до семилетнего возраста плохо разговаривал (или никогда не овладевал навыками речи), а то и вовсе мог не выказывать никаких признаков своей разумности. Наши предки утверждали, что в теле обменышей совсем нет костей, а иногда присутствует одна лишь голова, но при этом такие существа отличались невероятной силой и могли нанести серьезный физический вред простому человеку. Мифы гласят, что обменыши вели себя очень требовательно: постоянно кричали, требовали пищи, каждый час могли съедать по буханке хлеба и выпивать по крынке молока. Если обменышу все же удавалось немного вырасти, он продолжал отставать от ровесников, не принимал участия в общих играх и ни с кем не дружил, заикался, вел себя злобно и подозрительно. Про обменышей говорили, что те отличаются упрямством и своенравностью – договориться с таким существом было практически невозможно. Такие «дети» не слушались родителей и приносили несчастье всей семье. Порой крестьяне рассказывали, что обменыши не живут в человеческих семьях долго и при первой же  возможности убегают в лес, присоединяясь к остальной «нечистой силе». Вероятно, вызвано это было опасением за собственную жизнь. Дело в том, что если родители подозревали в своем ребенке обменыша, то старались как можно скорее показать его знахарке или повитухе для обследования. Проверка могла обернуться гибелью. Например, у крестьян Пермской губернии было принято помещать возможного обменыша в печь на два часа, а у жителей Вологодской губернии – класть под перевернутое вверх дном осиновое корыто и рубить по нему топором. Если впоследствии ребенок умирал или переставал двигаться, его нарекали обменышем. Правда, случалось и обратное. Иногда обменыши, наоборот, вырастали не по годам смекалистыми, с возрастом развивали предприимчивость и деловую хватку, богатели и обеспечивали всю семью. Неизменным оставалось лишь одно – они всячески избегали церковных обрядов и даже умереть старались скоропостижно, чтобы избежать исповеди и причастия.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: