Скала Шаманка и другие: почему эти места Байкала запрещено посещать женщинам
Вокруг озера Байкал есть множество мест, посещать которые местные жители не рекомендуют. Среди них есть такие, которые стоит обойти стороной именно женщинам.
Жизнь женщины-бурятки
Возраст женщины-бурятки и ее способность к деторождению напрямую влияли на ее права и обязанности. До начала регул девочка была уравнена в правах с мальчиками, потому что считалась «чистой». С вхождением в репродуктивный возраст для женщин актуализировалось множество ограничений. Основной женской функцией было рождение и воспитание детей – и пока эти обязанности не выполнены, женщина обязана была следовать правилам, закрепленным в «Уложениях» и «Приговорах» бурятского общества.
Как пишет в статье «Понятия социально-возрастного статуса женщин в традиционной культуре бурят» Д. Николаева, женщине запрещалось выходить из дома без шапочки и безрукавки, ведь нельзя было показывать «макушку – небу, а лопатки – земле». Она не могла присесть, пока муж и его родня стоит или повернуться к онгокам (духам-хранителям дома) спиной, поэтому выходить из юрты ей приходилось пятясь. Нельзя было заходить на мужскую половину, трогать оружие, называть мужа по имени.
Когда дети становились подростками, запретов у матерей после проведения специального обряда становилось меньше. Например, женщина могла свободней перемещаться по юрте и даже заходить на мужскую половину. С возрастом у женщины прав становилось больше и даже появлялись привилегии. Пожилые бурятки кушали вместе с мужчинами и принимали их гостей. Когда возраст лишал женщину ритуальной «нечистоты», ей поручались важные обязанности. Именно старые бурятки плели из конского волоса зээга – шнурок для защиты от злых духов во время родов и при болезни ребенка, шили из кожи саваны для погребения шамана и даже посещали молебны-тайлаганы.
Пещера Шаманки
Именно в репродуктивном возрасте «нечистой» женщине запрещалось посещать те места вблизи Байкала, которые имели сакральное значение и в прошлом являлись тайлаганами. Одно из них – скала Шаманка на Ольхоне. В бурятском фольклоре образованная в ней сквозная пещера – жилище правителя всего Ольхона Эжина (Бурхана). Тревожить его простым смертным было небезопасно. Мужчинам проходить мимо пещеры можно было, лишь спешившись с лошади, предварительно обвязав ее копыта тряпицами. Для женщин на появление рядом с пещерой действовал строжайший запрет.
В этой пещере бурятские шаманы издавна проводили обряды. Их духи и сегодня охраняют священное место. Исторически посещать пещеру женщине было запрещено, ведь своей «нечистотой» она оскверняла святилище. Ни одна женщина не могла и помыслить о том, чтобы войти в пещеру или проплыть мимо на лодке, ведь обходить скалу полагалось за два километра.
По бурятским поверьям ослушавшаяся женщина лишалась рассудка. Мощная энергетика места негативно влияла на слабую женскую психику – путалось сознание, возникали провалы в памяти. В легендах упоминались «нечистые» посетительницы пещеры, которых духи наказали бесплодием, трудными родами или мертвыми младенцами, поэтому женщины не только не приближались к скале сами, но и не пускали к ней детей.
Мыс Хыр-Хушун
Мыс на северо-западном берегу Байкала местные называют Хыр-Хушун – «гневный» или «сердитый». Другое название проклятого места – мыс Рытый (или Рытный). Издавна он являлся местом для проведения шаманских тайлаганов. По одной из легенд здесь в давние времена произошла битва между шаманами. Победителей в ней не было, но из-за шума проснулся здешний владыка – Ухэр-нойон. В ярости он обрушил на равнину селевой оползень, оставивший большие камни. Пока каждые три года шаманы на мысе проводили ритуалы задабривания Ухэр-нойона, он прощал тех, кто забредал на мыс. Но потом традицию нарушили – и теперь дух мстит каждому, кто окажется вблизи Хыр-Хушуна.
По другой легенде, от непрошеных гостей Хыр-Хушун охраняют злые духи братьев Алмэ и Аэрэ, которые в гневе устраивают на Байкале бури со штормами. Местные рыбаки стараются побыстрее и как можно тише проплыть мимо Хыр-Хушуна, чтобы не разбудить злых духов и не погибнуть от их ярости. Если же вынужденно приходится причаливать к берегу, полагается оставлять в дар духам обувные стельки. Охотиться или брать что-то в районе мыса запрещается.
Буряты верят, что для женщины оказаться вблизи мыса означает верную смерть. По легенде, братья так и не женились, поэтому испытывали ко всему женскому роду ненависть. Остаться незамеченными вблизи Хыр-Хушуна для женщин нет шансов. Границей, за которую запрещается заходить, считается река Анютха. Не только приближаться, но даже смотреть на святилища женщинам нельзя. В переводе с бурятского название реки переводится как «моргнуть», поэтому женщинам нужно закрыть глаза при попадании в поле зрения святого места.
Драконий клык
Прямого запрета на посещение мыса Хобой, самого северного на Ольхоне, для женщин нет, но и его стараются обходить стороной. Считается, что на шаманском святилище обитают духи недавно умерших. Поговаривают, что шаманы и сегодня здесь проводят ритуалы, помогая заглянуть в прошлое и увидеть свои прежние жизни.
Название «Хобой» мыс получил за сходство с «клыком». Буряты считают, что выступающая скала не что иное как зуб, который потерял дракон. Отсюда и другое название мыса – Драконий клык. А еще очертания мыса напоминают женскую голову. И на это у бурят есть другая легенда – о женщине, нарушившей запреты. По бурятским традициям женщина не могла иметь собственное имущество, получить наследство отца, а при отсутствии детей – и наследство мужа. Но одна завистливая бурятка попросила у тэнгрии (небесных небожителей) собственный дом – не хуже, чем у мужа. Разгневанные тэнгрии превратили женщину в камень. И повелели оставаться ей скалой до тех пор, пока на земле не исчезнет зависть.
Врата в потусторонний мир
Есть на Байкале несколько мест, которые называют вратами в потусторонние миры. Одно из них – «Чертова воронка» – находится в 30 км на северо-восток от Ольхона. Безмятежная гладь части озера, простирающаяся на два километра, опасна для любого плывущего на лодке. Но у более сильных мужчин больше шансов вырваться из смертельного водоворота, чем у слабых женщин. Пока бурятские легенды убеждают туристов в мифической природе воронки, ученые предлагают свои объяснения явления. Водоворот может возникать из-за локальных провалов на дне озера или из-за столкновения встречных течений. Впрочем, его опасность от этого не снижается.
Другие врата в потусторонний мир находятся в кратере вулкана Перетолчина. Назван вулкан по фамилии исследователя, тело которого обнаружили лишь спустя год после загадочной гибели. Вещи ученого оказались не тронуты, а его тело обнаружили в отдалении от лагеря. Причиной смерти стала необычная трещина на голове, но кто или что раскололо череп Перетолчина пополам, так и не выяснили. По преданиям, в окрестностях вулкана наблюдается аномальное течение времени, а человек может попасть в другое измерение или оказаться в потустороннем мире. Местные также верят, что именно здесь обитает Снежный человек, который, оставаясь невидимым, убивает непрошеных гостей.
Огненный Богатырь
Самый большой из мысов Ольхона был назван Огненным русскими рыбаками. Найденный в конце XVI века мыс встретил их огромным огненным столбом. Казалось, что он взмывал из вод озера в самое небо и препятствовал тому, чтобы люди ступили на священный берег. Огненные столбы наблюдались на мысе и позднее.
Ученые объяснения их природе пока не нашли. Зато бурятские шаманы уверены, что на мысе обитают духи трех стихий – воздуха, воды и огня. Неслучайно там регулярно проводились шаманские ритуалы, призванные задобрить духов, а старейшины племени приносили на мыс новорожденных младенцев, чтобы те обрели физическую силу, мудрость и долголетие. Вот только среди приносимых младенцев не было ни одной девочки. Да и принести младенца на мыс могли только мужчины.
Читайте наши статьи на Дзен