Лошадь с уздечкой и пчелы: почему на Руси верили, что при их продаже человек лишается счастья
Множество предметов русские относили к вещам, которые ни в коем случае нельзя было продавать. Однако самым важным на Руси считался элемент гардероба, продажа которого не только воспринималась как неприемлемая, но даже порицалась.
Запрещено к продаже
На Руси бытовало немало поверий, касавшихся вещей, которые запрещено было продавать. Так, по утверждению П. Е. Бардиной, автора книги «Быт русских сибиряков Томского края», нельзя было продавать иконы. Иконы можно было только дарить или обменивать. Нередко подобные верования подкреплялись и указаниями правителей. К примеру, при Елизавете Петровне, дочери Петра I, в России не разрешалось продавать святые лики, не получив одобрения Синода. Впрочем, русские не только обходили закон, но и «обманывали» дурные приметы, обменивая иконы на различные предметы и продукты. Мало того, если за икону давали деньги, это обозначали как «обмен на деньги».
Продажа скотины тоже считалась плохим предзнаменованием. Подобные действия воспринимались русскими как падение всего хозяйства. Дело в том, что скот – это, прежде всего, навоз, без которого хлеб не растет. А в случае неурожая вернуть животных обратно не получалось. Поэтому скотину продавали только тогда, когда другого выхода уже не видели. Впрочем, даже в такие моменты не забывали проделывать магические действия. Если скотину продавали по нужде или завидовали покупателю, то выщипывали у нее клок шерсти, клали в трубу или за печь и произносили заговор: «Сохни, как эта шерсть». Проданную скотину вели со двора задом наперед в задние ворота для того, чтобы «удачу не увела».
Проданное счастье
Некоторые вещи русские считали не подлежащими продаже в связи с тем, что якобы именно они концентрировали в себе счастье. Недаром считалось, что при продаже таких предметов человек «продает свое счастье». К примеру, на Руси не принято было продавать лошадь с уздечкой. Перед сделкой ее необходимо было снять, чтобы «со двора не увели» счастье и благополучие. Кроме того, наши предки относили к «продаже счастья» и продажу пчел. Дело в том, что пчелу воспринимали как «святую среди созданных Богом существ». Даже сам Илья Пророк не мог ударить молнией в улей, ужаленный же пчелой считался грешником, а кража улья расценивалась как святотатство. А вот приблудный, залетный рой сулил хозяину счастье.
Однако самым главным предметом, который нельзя было продавать ни в коем случае, вплоть до начала ХХ века считалась рубаха. Русские верили, что, продав рубаху, человек лишался счастья. Не зря в народе до сих пор ходит такое количество пословиц и поговорок вроде: «Своя рубаха ближе к телу», «Последнюю рубашку с себя снимет» и т.д. Автор издания «Русская одежда» В. И. Вардугин пишет о том, что еще более предосудительным поступком считалось пропить рубаху. Наши предки осуждали того, кто заложил в кабак последнюю рубаху, не только за то, что та была последней. Действительно, про таких говорили: «Докатился». Тем не менее продавшего рубаху могли обвинить и в том, что он посмел покуситься на святыню.
Главный предмет гардероба
Вообще рубаха была основной одеждой у русских, причем как у мужчин, так и у женщин. Все остальные предметы гардероба считались дополнительными. Причем, царские особы носили рубахи такого же кроя, что и бедные люди. Рубахи подразделялись на будничные, праздничные, ворожбенные, покосные, свадебные, похоронные. Рубаха воспринималась как неотделимая часть человека, так как надевалась на голое тело. Именно поэтому наши предки наделяли ее магическими свойствами. При помощи колдовства над рубахой можно было навести порчу на ее владельца. Для того, чтобы этого не произошло, крестьянки оберегали рубахи: покрывали их вышивками с оберегами, узорным ткачеством, вставками и другими материалами.
Впрочем, с помощью рубах на Руси и лечились. Так, в Легостаевской, Малышевской, Боровлянской и других волостях «молодушечьей» рубахой (то есть рубахой, используемой молодухой в обряде первой брачной ночи) лечили «порченных» детей. Раньше верили в то, что завернув ребенка в эту одежду можно очистить его от воздействия «злого глаза» и от «испуга». «Испуг» также смывали с рубахи, в которую человек был одет, когда испугался. Для этого рубаху оставляли на берегу реки, чтобы вода смыла недуг. С помощью рубах узнавали и о том, сколько проживет больной человек. Возле зажженной лампады читали заговор и взмахивали потной рубахой больного. Если лампада гасла, это означало, что вскоре следует ожидать смерти. Если лампада продолжала гореть, считалось, что человек поправится.
Читайте наши статьи на Дзен