Петушатина: зачем этим мясом на Руси пичкали мальчиков, трусов и импотентов
Прежде всего, петух у славян и у соседних с ними народов, в частности, у германцев, финно-угров (об этом можно прочесть в этнографических исследованиях Добротворского, Ильиной, Микушева и др.) был символом плодородия и сексуальной энергии. Это неудивительно, поскольку петух неизменно выступает, как «султан» целого курятника.
По этой причине петуха подавали в день бракосочетания жениху и невесте. В описаниях старинных русских свадеб, как в городе, так и в деревне (в частности, у этнографа М. Забылина) обязательно присутствует жареный или отварной петух. Сидя за пиршественным столом, молодые, как правило, ничего не едят, или их трапеза носит ритуальный характер – одной ложкой должны отведать из одной тарелки кашу, откусить от одного каравая и т.п. Зато в клети, где была приготовлена брачная постель, их ожидал приготовленный петух. Молодому предписывалось порвать птицу руками и покормить невесту. Это действие должно было одарить пару сексуальной активностью и обильным потомством.
Надо сказать, не только новобрачные питались петушатиной. Народные целители часто прописывали это мясо мужчинам, испытывающих проблему с потенцией. Самым чудодейственным афродизиаком почиталась свежая петушиную кровь, которая должна была не только вернуть импотенту мужскую силу, но и значительно повысить его фертильность.
Петух, как символ плодородия, был частым блюдом и на поминальном столе, поскольку наши предки верили, что смерть означает переход в иной мир, рождение в новом качестве. Кому, как не петуху, появившемуся на свет из яйца (мертвого, закрытого, как гроб), олицетворять это перерождение? И по сей день во многих регионах России, например, в южных областях, на поминки готовят суп-лапшу из петуха.
Еще одно напоминание о «плодородной» символике петуха – тот факт, что на Троицу во многих регионах нашей страны в старину обязательно подавали курник – пирог с начинкой из мяса этой птицы. Троица знаменует собой начало летних работ в поле, и многие обычаи этого праздника, несмотря на его христианское содержание, ведут свое происхождение из давних земледельческих культов.
Петуха у славян подавали мальчикам и юношам для того, чтобы они были более храбрыми и агрессивными, ведь эти птицы – известные драчуны, защитники своей куриной семьи. Известен «День петуха» у болгар, который отмечается пиршеством из мяса петуха, специально откормленного к этому празднику. Кровью птицы мажут всех мальчиков в доме, и все мужчины должны отведать праздничного кушанья. С той же целью на русском севере, в частности, на реке Вычегде, пишет этнограф Добротворский, петуха дают есть как мальчикам, чтобы росли храбрыми и задиристыми, так и трусливых и робких взрослых мужчин.
Петуха хозяин дома обязательно съедал, когда птица становилась старой. Держать дома петуха слишком долго считалось плохой приметой. Это могло навлечь несчастья, вплоть до того, что такой старый петух, проживший пять, семь и более лет, мог вдруг снести яйцо. А уж вылупится из этого яйца непременно василиск или иное чудище. Поэтому каждого петуха в домашнем хозяйстве на Руси непременно ждал в конце жизни суповой горшок.
Читайте наши статьи на Дзен