Каким был традиционный ужин в канун Рождества
Праздничный ужин в канун Рождества отличает отнюдь не разнообразие, но торжественность. Здесь не встретишь того изобилия и даже избытка блюд, присущего застолью в ночь Нового года. «Пост – пости, праздник — празднуй», — гласит народная молва в преддверии Рождества Христова, предпочитая скромную «вечерю» в ожидании наступления Святок для разговения. Потому и отдавалось предпочтение еде незамысловатой, простой, но сытной.
Кутья сочельницкая
Во главе стола – кутья, хозяйка рождественской трапезы. Кутьей порою назывался и сам праздник. Готовится кутья сочельницкая из обваренных зерен пшеницы и ячменя.
Иногда сочиво, она же кутья, варится из риса или чечевицы. Нередко злаки для кутьи смешивают с медом и маковым или ореховым соком, так называемым «сочивом». Добавляют в кутью и ягоды: черемуху или изюм. Вот и готова постная рождественская кутья, которую во многих избах ставили и на стол, и в святой красный угол под образа. Кутьей не только славили рождение Христа, но и поминали всех усопших предков, неустанно содействовавших делам живых.
Ведь именно кутья – обязательный атрибут поминок, похоронного обряда. Без кутьи не обходилось и свадебное застолье, а так же празднование родин (рождения ребенка) и крестин. Причиною тому – зерно, цельное, нераздробленное зерно, по сути, семя, из которого варили кутью. Семя, плодоносящее, сохраняющее жизнь, рождающее жизнь, символизирующее бессмертие, превращающее мертвое в живое.
Ягоды, добавляемые в кутью, представляют собой то же семя, облеченное плодом. Потому и ставили на стол чашу с кутьей, отдавая дань памяти умершим, сопричастным жизни, способным обеспечивать благополучие людей, возрождение и плодородие земли в Новом году.
Как ни кинь, а все блин
Не бывает кутьи в Сочельник без блинов или постных лепешек. Два традиционных поминальных блюда, не взаимоисключающих друг друга, но взаимодополняющих за рождественским столом. И если кутья, сваренная из зерен — воплощение непрерывности, нескончаемости жизни – обладает сакральными свойствами, то блины – средство насыщения, древнейшая форма печеной мучной еды.
Под Рождество, поминая блинами умерших, воображали, что покойники в это время встают и вместе с живыми едят угощение. Усопших задабривали блинами и в Сочельник, и на Масленицу, и на Радуницу, и во все остальные поминальные дни народного календаря, уповая на благосклонность предков.
Под Рождество поминали именно покойников своей семьи, своих предков, в отличие от большинства других поминальных дней. Но все же вспоминали об умерших, не оставивших потомства. Согласно суевериям, души таких покойников бродили неприкаянные по улицам, и для них специально выставляли блины в слуховое окно.
«Козульки», «коровки»
Неотъемлемое украшение рождественского стола – традиционное святочное печенье– «козули» или «коровки». В каждом доме в преддверии Рождества Христова обязательно пекли из ржаной или пшеничной муки фигурки четвероногих животных и птиц, диких или домашних: маленьких коров, быков, овец, уток, кур, оленей с ветвистыми рогами. Козули ставили на окна и столы, посылали в подарок родным, давали в гостинца детишкам, хранили до следующего года.
Одну из козулек полагалось ставить в сени над проходными воротами во двор, чтобы скот приходил летом сам домой и плодился хорошо. Нередко хозяйки хранили печенье до Крещения, а уже в Крещение после водосвятия размачивали в святой воде и раздавали скоту, обеспечивая тем самым плодовитость домашних животных. Так козули – своего рода оберег – использовались для продуцирующего обряда, направленного на увеличение приплода скота в Новом году. Выпеченные из теста изображения животных имитировали желаемую действительность, помогали воплотить в жизнь воображаемое благополучное будущее.
Рождественская трапеза была не просто праздничным угощением, проявлением радости, но и поминовением, воздаянием, олицетворением желаемого процветания, чистоты, духовности, непрерывности жизни.
Читайте наши статьи на Дзен