Масленица: самые шокирующие обычаи
Праздник Масленицы традиционно ассоциируется у нас с весельем: гуляньями, плясками, блинами. Между тем некоторые масленичные обычаи и традиции, как древние, так и современные, могут показаться шокирующими.
Культ Ярилы
Прежде всего, Масленица – праздник очень древний. Возник он ещё во времена язычества. Считается, что изначально празднование Масленицы на Руси было связано с культом бога Солнца Ярилы.
Недаром оно приходилось на конец зимы – начало весны, когда Ярила «сходил» на землю. Советский фольклорист В.Я. Пропп («Русские аграрные праздники», 1995) считал, что в первую очередь масленичные обряды были связаны со стимуляцией плодородия, подготовкой к началу полевых работ.
Чучело Масленицы являлось символом плодовитости, поэтому было принято разбрасывать по полям либо пепел от сожженного чучела, либо фрагменты растерзанного чучела.
Жертвоприношения
Сегодня в это сложно поверить, но, согласно этнографическим источникам, вплоть до XVII столетия на Руси существовала традиция человеческих жертвоприношений на Масленицу. Об этом сообщает Джеймс Фрезер в книге «Золотая ветвь». Жертвами, как правило, становились люди второго сорта – деревенские дурачки, пьяницы, преступники, изгои или же пришлые чужаки.
Некоторые соглашались на участь жертвы добровольно, из фанатизма. Их расчленяли и разбрасывали куски тел по полям – чтобы привлечь урожай. Отсюда и термин – «Кровавая Масленица».
Битвы с медведями
В старину традиционной масленичной забавой был бой с медведями. Причем участвовали в противоборстве с косолапыми обычно не по доброй воле. Так, при Иване Грозном неугодных царю людей бросали в клетку или яму с медведем.
Понятно, что в конце концов зверь терзал человека до смерти. По мнению исследователя Б.А. Рыбакова («Язычество древних славян», 1981), в древности празднование Масленицы могло являться составной частью мистерий, посвящённых весеннему равноденствию, которое для народов, живущих по солнечному календарю, являлось ещё и началом нового года.
Это как раз совпадало по срокам с пробуждением после зимы медведя, который был для язычников тотемным зверем. Тот же Фрезер рассказывает, что древние славяне практиковали ритуал сожжения на Масленицу медвежьего чучела.
Похороны Масленицы
А вот сведений о том, что людей в древности сжигали на масленичных кострах, нет. В дошедших до нас источниках фигурирует чучело Масленицы, символизирующее божество Зимы. Сожжение – также символический акт: Зима уступает место Весне.
Не стоит также забывать о том, что древние славяне сжигали своих мёртвых, веря, что так их душа сможет возродиться вновь.
Известно, что во времена культа Ярилы осуществлялись символические «жертвоприношения»: роль Масленицы исполняли ряженые, которых в ходе церемонии «убивали».
В более позднюю эпоху людей стали заменять чучелами, которых лепили из снега (вот откуда взялись снеговики), скручивали из соломы или связывали из древесных веток. В обязательном порядке такому чучелу рисовали углём глаза, рот, приделывали морковку вместо носа. Заканчивалось все, как правило, сожжением.
Между тем в северных областях России чучело иногда просто растерзывали, топили в водоёме или сбрасывали с горы.
В некоторых регионах Масленицу изображало не чучело, а человек, который ложился в гроб или корыто. Его товарищ стоял рядом и играл роль священника, окропляя «покойника» святой водой.
А вот какой обряд существовал во Франции. В некоторых провинциях масленичное чучело специально изготавливали похожим на человека, уличенного в супружеских изменах. Затем его приносили к дому, где жил этот человек, и прямо на месте сжигали под завыванья и улюлюканья друзей и соседей гуляки.
Вероятно, таким образом пытались призвать изменщиков к более нравственному поведению.
Угощение для покойников
В Белоруссии и в отдельных районах России суббота накануне Масленицы считалась родительским днём. В этот день поминали умерших родных, специально пекли для них блины, которые оставляли на божнице, слуховом окне или крыше, клали на могилы.
В Калужской губернии, например, утром и вечером в родительскую субботу, садясь за стол, приглашали покойников разделить трапезу с живыми. При этом остатки ужина не убирали со стола, оставляли до утра. «Все недоеденное оставляется “родителям”, которые под покровом ночной темноты выходят из-за печки и едят», — пишет Гальковский в работе «Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси» (1916).
Обряд очищения
Поскольку после Масленицы начинался Великий пост, практиковались обряды «очищения от соромного», ведь Масленица была сопряжена с гулянками, чревоугодием и проч.
Так, в Онежском уезде Архангельской губернии в последний день масленичной недели по селу возили шлюпку, установленную на старые дровни, в которой лежал мужик с вымазанной суриком голой спиной.
В районе реки Тавды ряженые, изображавшие Масленицу и Воеводу, раздевались донага и имитировали перед собравшимися мытье в бане.
«В других местностях “король” праздника иногда произносил положенные ему по чину торжественные речи на морозе в полностью обнаженном виде или, кривляясь, оголял при всех “срамные” части тела», — такое описание народных обычаев даёт Соснина в статье «Проводы Масленицы».
Читайте наши статьи на Дзен