10 самых шокирующих способов лечения укуса змеи у славян
Опасность ядовитых змей у древних славян была известна издревле, издавна же существовало множество интересных, порой забавных, а иногда и откровенно шокирующих традиций, которые якобы позволяли как язычникам, так и христианам избежать страшной смерти от укуса ядовитого гада.
Змей лучше избегать
Древние славяне знали, что лучшая защита от укусов змей – это никогда с ними не встречаться, поэтому были распространены различные суеверия – и язычники, а часто и христиане, верили, что соблюдение ритуалов, заговоры или заклинания позволят им избежать рокового укуса змеи и сохранить от змей скот.
Например, сербы, поляки, болгары, украинцы по весне обходили загоны для скота и колотили щипцами для углей в кочергу или в металлический совок и криком отгоняли не только змей, но ящериц, очевидно, считая их ядовитыми. Чтобы змеи не заползли в дом, жилье окуривали палёными тряпками, жгли старую обувь или раскидывали возле порога угли, приговаривая: «Через порог перейдут, а через угли не смогут!»
Веники – вон из дома
Особые суеверия были связаны с праздниками Благовещенья и Успения Богородицы, возможно, суеверия были перенесены на эти дни с языческих праздников после принятия христианства. В эти дни нельзя было вдевать нитку в иголку, верили, что если так сделать, женщин будет преследовать змея. В селах Закарпатья женщины на Благовещенье выносили из дома веники и прятали их подальше от жилья, считая, что это убережет дома от ядовитых гадов. На Украине считали укус змеи карой за то, что человек работал на Успение.
Боснийские сербы считали, что в этот праздник нельзя в огороде рвать траву.
В Иванов день словенцы окружали свое жилье листьями папоротника, веря, что змеи не переползут через это магическое растение.
От змеи поможет «змиуринка»
В Польше запреты были связаны с масленичной неделей – для защиты от змей нельзя было прясть, а на юге Болгарии в начале Великого поста даже пекли специальный хлеб «змиуринку», которым кормили всех в доме и обязательно давали скотине, чтобы никто не пострадал летом от укуса змеи.
В Полесье и на Русском Севере в Великий Четверг из дома выносили веретено, которое считалось магически связанным со змеями. Верили — не видишь веретена, не встретишь змею. Женщинам запрещалось над девочками-младенцами мотать шерсть, «чтобы дочку не полюбил змей», а в день Св. Еремии (14 мая) запрещалось резать ножом что бы то ни было, чтобы змеи не кусались, а в других местах запрещалось открывать сундуки, лари и шкатулки – об этом писал советский славяновед Александр Викторович Гура («Символика животных в славянской народной традиции»).
Ядовитых змей было много
Однако все это не могло уберечь от нападения змей ни скот, ни детей, которые бегали летом босиком и больше всего страдали от их укусов. Основным врагом были гадюки: степная шарган, черная, серебристая и коричневая, носатая гадюка, которую в Сербии называли поскок а в Болгарии – пепелянка, турецкая гадюка. Опасность несли – не ядовитая, но агрессивная медянка, укусы которой воспалялись; ядовитая ящеричная змея; в России и на территории Болгарии встречались щитомордник и черная кобра.
В Македонии верили, что есть змея, которая может отравить человека, просто посмотрев на него.
Лучили лягушками и простоквашей…
Разумеется, славяне понимали, что причина недомогания – яд, и старались по-своему его нейтрализовать. Например, прикладывали к укусу жир змеи, использовали металлические предметы: топор, нож; холодный влажный камень. Поляки прикладывали к укусу лягушек, которых собирали заранее «в пору, когда они квакают», делали компрессы из простокваши или натертой сырой картошки.
Чесноком и хлебом…
В Болгарии при укусе змеи человеку давали пить отвар специальной «змеиной травы» и лечили припарками из нее.
Гуцулы Закарпатья пытались нейтрализовать яд змеи чесноком
В Ярославской губерии знахари лечили укус змеи хлебом: отрезали горбушку, трижды крестили ее обухом ножа, затем крестили ею укушенное место, читая молитву «Отче наш», на время прикладывали к ране, а потом давали съесть хлеб больному.
Водой из ручья…
В Полесье верили, что если змея укусит человека, то, мучимая жаждой, сразу стремится к воде. И если укушенный быстрее змеи добежит до воды и напьется, то будет здоров, а змея сдохнет.
Землей…
В некоторых селах России, Украины и Восточной Европы считали, что оживотворенная Мать Сыра-Земля может забрать яд змеи обратно, и поэтому закапывали укушенного змеей человека в надежде на его излечение. Лужицкие сербы закапывали пострадавшего до линии рта, а граничары и черногорцы закапывали только укушенную конечность.
В некоторых сербских деревнях ногу обкладывали землей, взятой и смешанной из девяти кротовых нор, или привязывали к ней голову убитой змеи. В Черногории верили, что от яда может помочь земля, взятая из-под левой ноги.
Заговорами
Верили, что человека можно спасти заговором, причем, считали, что колдун не может во время заговора смотреть на огонь. Более того, нельзя было смотреть и укушенному – это якобы делало укус более жгучим.
В процессе заговора было необходимо почтительно разговаривать со змеем, называя его Гадом Гадовичем или Змеем Змеевичем. Нередко знахари обращались к католичеству, прикладывая к ране нательные кресты, повязывая конечность венчальной лентой и прибегая в заклинаниях к образам христианства. Например, в Польше существовало заклятие укуса змеи, которое звучало так: «В воскресенья было Рождество, пусть погибнет этот червь».
Пытка молоком
Но самое страшное, чего боялись древние славяне –это того, что змея может через рот проникнуть в спящего в поле человека и поселиться в нем (М. Д. Чулков «Абэвэгедэ русских суеверий»). Если у человека начинались колики и тошнота, случался приступ метеоризма, то родные решали, что в него вполз змей. Тогда беднягу подвергали жуткой процедуре изгнания – его под завязку поили парным молоком с конопляным маслом, а потом подвешивали за ноги, пока у больного не начиналась рвота. Считалось, что с ней обязательно выйдет змея.
Читайте наши статьи на Дзен