Почему у русских было запрещено смотреть на ребенка в люльке со стороны изголовья
Традиционная народная культура производит не только множество песен, танцев, поговорок и частушек, но и немало суеверий и примет. Значительную их категорию составляют поверья, касающиеся рождения и воспитания детей. Некоторые правила, которым веками следовали русские женщины, дожили и до наших дней. Правда, сегодня нередко суеверия пытаются рационализировать. Например, запрет смотреть на ребенка в люльке со стороны изголовья иногда объясняется тем, что ребенок будет пытаться смотреть на вас с неудобной для этого позиции, будет закатывать глаза и в результате может стать косоглазым. На самом деле косоглазие — это почти всегда врожденный дефект, и кратковременный взгляд наверх глазам малыша повредить не может никак. Так что никакого научного подтверждения этой приметы нет — скорее всего, она порождена чрезмерными материнскими опасениями за благополучие детей.
Существуют и другие старинные приметы о детях — нельзя показывать грудного ребенка в зеркале (счастья не будет, проглядит), стричь его в возрасте до года, купать по воскресеньям и пятницам, нельзя качать пустую коляску, оставлять детские вещи на улице на ночь (например, сохнуть после стирки); раньше считалось, что нельзя показывать посторонним людям ребенка, пока ему не исполнилось 40 дней (в этот момент младенцев полагалось крестить, и, по поверьям, у него появлялся ангел-хранитель, защищающий от других душ и сглазов); кроме этого, для обеспечения в будущем богатства ребенку следует подарить серебряную ложку и положить ее ему в рот. Фольклорно-этнолингвистическая экспедиция РГУ по станице Раздорской установила в 2001 году, что у русских новорожденного нельзя было ставить на стол, передавать его через стол и разрешать ему ходить по столу. Долгое качание ребенка в люльке тоже считалось опасным — «головочка болеть будет!».
Как указывает историк и исследовательница русской традиционной народной культуры Блинова А. Н. в работе «Родильная обрядность русских Сибири», все подобные запреты и правила — элементы так называемой родильной обрядности, включающей в себя как древние языческие, так и христианские компоненты. Но так или иначе все они нацелены на успешной выполнение репродуктивной задачи женщины. Суеверные запреты для матерей начинаются еще на этапе беременности и все они основаны на «магии подобия». Считалось, что если сидеть долго на камне, то роды будут тяжелые, а если шагать через коромысло, то ребенок родится горбатым. Беременной нельзя было резать, вязать и плести (нити, с которыми производят манипуляции, символизировали пуповину, в которой потом так же запутается дитя), шить, стричься, посещать кладбище, развешивать белье и многое другое. Один из самых характерных древних запретов для будущих мам — сидеть на пороге. Под порогом обычно хоронили предка при строительстве дома, и дух его защищал жилище. По этой же причине нельзя было через порог здороваться, так как порог отделял домашнее пространство (защищенное духом) от опасного внешнего мира, и гость должен сначала войти. Сидеть над мертвым и на границе двух пространств считалось опасным для плода.
В древности существовало немало обрядов и ритуалов не только для удачного рождения, но и для правильного выращивания детей. Один из самых интересных обрядов называется «перепекание ребенка» (как у Бабы-Яги, которая Иванушку посадила на лопату да в печь). Этнографы фиксировали практику этого обряда в русских деревнях еще в первой половине ХХ века. Если ребенок рождался слабым, болезненным, недоношенным или с дурным характером, его могли посадить в теплую печь, чтобы «доделать» и таким образом исправить недостатки. Печь, помимо утилитарного, имела и сакральное значение как символ и «портал» в загробный мир. Помещая туда ребенка, люди обращались таким образом к душам предков за помощью в деле спасения младенца (тем более, что и сам ребенок, как считалось, в первые дни после рождения еще приобщен к потустороннему миру). Любопытно, что ребенка перед тем, как поместить в печь, намазывали ржаным тестом, замешанным на воде, взятой на рассвете из трех колодцев. Только ноздри и рот малыша оставляли чистыми. В теплую печь ребенка отправляли трижды, желательно в присутствии знахарки, читающей наговоры. «Перепеченный» младенец, как считалось, должен вскоре избавиться от недугов. А испеченное на ребенке тесто выбрасывали или отдавали собакам. Вот такой суеверный курс лечения, который в ряде случаев даже мог действительно помогать (если случившееся заболевание и вправду лечится прогреванием). И так как материнская забота о детях, иррациональные страхи и склонность к поиску символов остаются частью человеческой природы, то и подобные обряды, приметы и предрассудки, видоизменяясь и замещая друг друга, продолжат свое существование и в дальнейшем.
Читайте наши статьи на Дзен