Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2013-11-18 23:56:12

Сусальное золото

Представьте себе десятую долю человеческого волоса… Именно такова толщина уникального материала,  который является обличьем многих Православных святынь и культурных памятников России, имя ему — сусальное золото. А мастера, сумевшие расковать кусок золота до толщины паутины, на Руси стали называться кузнецами-золотобоями.

Искусство создания тончайшего золота неразрывно связано с эстетикой Православного храма. Поэтому истоки этой чудо-профессии уходят вглубь русской истории.

Золотобойное искусство — от старорусского выражения “бить золото” — ковать. Сусальное золото  — это тончайшие листы золота размером 91,5*91,5 мм, укладываемые в специальные книжки. Благодаря уникальным свойствам сусального золота в золочении достигается эффект цельнозолотой поверхности. Срок службы позолоты поразителен — объекты и предметы, правильно вызолоченные сусальным золотом, способны сохранять свою эстетику 30 и более лет.

Первым вызолоченным храмом, по свидетельству Лаврентьевской летописи стал Михайловский монастырь, заложенный в 1108 году князем Святополком (Михаилом Изяславовичем) и прозванный златоверхим. Такого великолепия до этого не видывала Русь — купола сияли на солнце, будто вылитые из золота, и казалось, что невиданная и непознання великая сила пребывает там.

Золото для облицовки куполов храма выковали искусные кузнецы, мастерство которых и положило начало золотобойному делу на Руси. Золотобои были не только физически сильными, но и смекалистыми людьми, потому как процесс отбивания золота — трудоемкий и технологически сложный. Кузнецы наносили удары молотом с выверенной силой, в определенной последовательности, соблюдая единую траекторию ударов, для того, чтобы золото расплющилось строго равномерно и чтобы конечная пластина была равной толщины без дыр и различных дефектов. После этого золотое полотно, настолько тонкое, что просвечивающееся на свету, нарезалось на равные листы и укладывалось в «книжки».

Так выглядела книжка сз в 19в.

Умение превратить брусок золота в лист толщиной с человеческий волос считалось равным чуду, поэтому дело кузнецов-золотобоев было почитаемо и держалось в секрете. Богоугодное дело — создание материала для обличья святынь — техника кования золота передавалась из поколения в поколение лишь избранным.

  «Исторические традиции золочения на земле русской очень сильны. Особый толчок к развитию золотобойного дела дал великий князь Андрей Боголюбский, по приказу которого начали массово золотить купола храмов на Руси. Гораздо позже, при масштабном золочении объектов Российской империи, в частности в Москве и Петербурге, как и во времена Святой Руси, также применяли золото, выкованное русскими золотобоями» — рассказывает директор департамента научно-производственного предприятия «Раритетъ» Андрей Былинин.

  Мастерство русских золотобоев достигло своего расцвета в XIXв. В это время в Москве  действуют несколько крупных золотобойных артелей. Ни в одном государстве производство сусального золота не централизовалось к одной местности, как в России, в Москве. Причиной этому было удачное торговое положение Москвы по отношению к Азии и Европе. Среди известнейших производителей того времени —  фабрика волоченого и плющеного золота в Москве  купца Иевлева, который писал в своем изложении: «Техника выбивания золота бывает двух родов: одна, называемая немецкая, другая — русская. Русская наиболее употребительна в Москве и дает наилучшие листы золота». Сусальное золото этой артели и вправду было одним из лучших — его покупали не только в России, но и выписывали для Европы. Годовой доход артели от производства сусального золота, серебра и двойника составлял около 2 миллионов рублей.

С приходом событий начала XХ в., когда  храмовое строительство и православная культура были прерваны, дело русских кузнецов-золотобоев оставалось лишь на страницах истории. Почти столетие Россия не знала сусального золота, изготовленного по старинным рецептам наших мастеров.

Золото -отражение лика Божьего, считали на Руси

Возрождать славные традиции русских золотобоев, в конце XХ в. взялись сотрудники исследовательского центра научно-производственного предприятия «Раритетъ». Несколько лет велись работы по изучению наследия кузнецов-золотобоев. И в результате в 1999 году появились на свет первые листы сусального золота, выкованные в истинных традициях русского золотобойного мастерства.

Масштабная реставрация храмов и культурных объектов, процессы которой мы наблюдаем в России вот уже несколько лет, подтвердила каноничность сусального золота, изготавливаемого предприятием «Раритетъ». А случилось это таким образом. Исторически в России золотили различными оттенками сусального золота.  Мастера-золотобои изготавливали золото по рецептам для нескольких сплавов, каждый из которых строго соответствовал определенному цвету. Объекты, вызолачиваемые в дореволюционное время, покрывались сусальным золотом классического желтого цвета и его различных оттенков. Поэтому при реставрации позолоты уже в веке ХХI мастера, восстанавливающие позолоту, столкнулись с вопросом — как сохранить аутентичность материала? Ведь даже некорректный подбор цвета сусального золота может превратить культурный памятник в новодел.

 «Для того, чтобы предложить реставрационной отрасли более эффективные решения для реставрации позолоты, мы изучили цветовые карты сусального золота на объектах культурного наследия России. В ходе исследований мы выделили наиболее распространенные цвета, а соответственно, сплавы, в каждой цветовой гамме сусального золота, — рассказывает директор департамента НПП «Раритетъ» Андрей Былинин. — Далее мы описали регламенты соответствия исторически сложившихся цветов сусального золота на языке современных технологий и, таким образом, получили шесть цветов — классический желтый, белый, зеленый, красный, лимонный и лунный. Теперь реставраторы имеют возможность подобрать сусальное золото, максимально соответствующее цвету и фактуре оригинального покрытия».

Вот так возрождается наследие искусных мастеров-золотобоев — в опыте современного золотобойного предприятия и реставраторов-позолотчиков, совместными усилиями которых получают второе рождение великие памятники духовности и культуры русской земли. Возвращение храмам и памятникам того обличья, который задумали для них наши предки, является важной вехой на пути возрождения русской духовности.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: