Традиция

Сусальное золото

Традиция и современность
2013-11-18 23:56:12

Представьте себе десятую долю человеческого волоса... Именно такова толщина уникального материала, который является обличьем многих Православных святынь и культурных памятников России, имя ему — сусальное золото. А мастера, сумевшие расковать кусок золота до толщины паутины, на Руси стали называться кузнецами-золотобоями.

Искусство создания тончайшего золота неразрывно связано с эстетикой Православного храма. Поэтому истоки этой чудо-профессии уходят вглубь русской истории.

Золотобойное искусство — от старорусского выражения “бить золото” - ковать. Сусальное золото — это тончайшие листы золота размером 91,5*91,5 мм, укладываемые в специальные книжки. Благодаря уникальным свойствам сусального золота в золочении достигается эффект цельнозолотой поверхности. Срок службы позолоты поразителен - объекты и предметы, правильно вызолоченные сусальным золотом, способны сохранять свою эстетику 30 и более лет.

Первым вызолоченным храмом, по свидетельству Лаврентьевской летописи стал Михайловский монастырь, заложенный в 1108 году князем Святополком (Михаилом Изяславовичем) и прозванный златоверхим. Такого великолепия до этого не видывала Русь — купола сияли на солнце, будто вылитые из золота, и казалось, что невиданная и непознання великая сила пребывает там.

Золото для облицовки куполов храма выковали искусные кузнецы, мастерство которых и положило начало золотобойному делу на Руси. Золотобои были не только физически сильными, но и смекалистыми людьми, потому как процесс отбивания золота — трудоемкий и технологически сложный. Кузнецы наносили удары молотом с выверенной силой, в определенной последовательности, соблюдая единую траекторию ударов, для того, чтобы золото расплющилось строго равномерно и чтобы конечная пластина была равной толщины без дыр и различных дефектов. После этого золотое полотно, настолько тонкое, что просвечивающееся на свету, нарезалось на равные листы и укладывалось в «книжки».

Так выглядела книжка сз в 19в.

Умение превратить брусок золота в лист толщиной с человеческий волос считалось равным чуду, поэтому дело кузнецов-золотобоев было почитаемо и держалось в секрете. Богоугодное дело — создание материала для обличья святынь - техника кования золота передавалась из поколения в поколение лишь избранным.

«Исторические традиции золочения на земле русской очень сильны. Особый толчок к развитию золотобойного дела дал великий князь Андрей Боголюбский, по приказу которого начали массово золотить купола храмов на Руси. Гораздо позже, при масштабном золочении объектов Российской империи, в частности в Москве и Петербурге, как и во времена Святой Руси, также применяли золото, выкованное русскими золотобоями» - рассказывает директор департамента научно-производственного предприятия «Раритетъ» Андрей Былинин.

Мастерство русских золотобоев достигло своего расцвета в XIXв. В это время в Москве действуют несколько крупных золотобойных артелей. Ни в одном государстве производство сусального золота не централизовалось к одной местности, как в России, в Москве. Причиной этому было удачное торговое положение Москвы по отношению к Азии и Европе. Среди известнейших производителей того времени — фабрика волоченого и плющеного золота в Москве купца Иевлева, который писал в своем изложении: «Техника выбивания золота бывает двух родов: одна, называемая немецкая, другая — русская. Русская наиболее употребительна в Москве и дает наилучшие листы золота». Сусальное золото этой артели и вправду было одним из лучших — его покупали не только в России, но и выписывали для Европы. Годовой доход артели от производства сусального золота, серебра и двойника составлял около 2 миллионов рублей.

С приходом событий начала XХ в., когда храмовое строительство и православная культура были прерваны, дело русских кузнецов-золотобоев оставалось лишь на страницах истории. Почти столетие Россия не знала сусального золота, изготовленного по старинным рецептам наших мастеров.

Золото -отражение лика Божьего, считали на Руси

Возрождать славные традиции русских золотобоев, в конце XХ в. взялись сотрудники исследовательского центра научно-производственного предприятия «Раритетъ». Несколько лет велись работы по изучению наследия кузнецов-золотобоев. И в результате в 1999 году появились на свет первые листы сусального золота, выкованные в истинных традициях русского золотобойного мастерства.

Масштабная реставрация храмов и культурных объектов, процессы которой мы наблюдаем в России вот уже несколько лет, подтвердила каноничность сусального золота, изготавливаемого предприятием «Раритетъ». А случилось это таким образом. Исторически в России золотили различными оттенками сусального золота. Мастера-золотобои изготавливали золото по рецептам для нескольких сплавов, каждый из которых строго соответствовал определенному цвету. Объекты, вызолачиваемые в дореволюционное время, покрывались сусальным золотом классического желтого цвета и его различных оттенков. Поэтому при реставрации позолоты уже в веке ХХI мастера, восстанавливающие позолоту, столкнулись с вопросом — как сохранить аутентичность материала? Ведь даже некорректный подбор цвета сусального золота может превратить культурный памятник в новодел.

«Для того, чтобы предложить реставрационной отрасли более эффективные решения для реставрации позолоты, мы изучили цветовые карты сусального золота на объектах культурного наследия России. В ходе исследований мы выделили наиболее распространенные цвета, а соответственно, сплавы, в каждой цветовой гамме сусального золота, - рассказывает директор департамента НПП «Раритетъ» Андрей Былинин. - Далее мы описали регламенты соответствия исторически сложившихся цветов сусального золота на языке современных технологий и, таким образом, получили шесть цветов — классический желтый, белый, зеленый, красный, лимонный и лунный. Теперь реставраторы имеют возможность подобрать сусальное золото, максимально соответствующее цвету и фактуре оригинального покрытия».

Вот так возрождается наследие искусных мастеров-золотобоев — в опыте современного золотобойного предприятия и реставраторов-позолотчиков, совместными усилиями которых получают второе рождение великие памятники духовности и культуры русской земли. Возвращение храмам и памятникам того обличья, который задумали для них наши предки, является важной вехой на пути возрождения русской духовности.

Добавить комментарий

Чтобы оставить комментарий необходимо
Рекомендуемые статьи
Рекламные статьи