Что будет, если католик причастится в православной церкви
Давний вопрос, вызывающий множество споров не только у мирян, прихожан, но и у богословов — могут ли представители различных конфессий, ветвей христианства принимать таинства, в частности, Покаяния, Евхаристии (святого причастия) или Елеопомазания больных в других церквях? Например — католики — в православных храмах, у православных священников и наоборот?
У католиков такое допускается, но при наличии ряда условий. Все они заранее определены и изложены в 844 Каноне ККП, который соответствует 671 Канону Кодекса Восточных Католических церквей, дисциплине Второго Ватиканского собора и гласит:
— католические служители преподают таинства исключительно верным Христу католикам;
— если представители некатолических восточных церквей попросят о преподании им таинств у католического священника и будут настроены подобающим образом, католические священники им эти таинства должны преподать;
— в случае угрозы смерти или иной острой христианской необходимости можно оказать таинства, если принимающие их христиане будут в полной мере принимать веру в отношении этих таинств.
То есть, посчитают преподаваемые священником-католиком таинства законными и действительными.
Таковы общие правила. Далее они толкуются и разъясняются самостоятельно епископальными конференциями, исходя из местных условий. Если духовная потребность верующего, не принадлежащего к католицизму, нуждается в принятии таинств и он имеет намерения к такому принятию освящающей благодати, то Таинство будет совершено.
Может ли католик приобщиться к Таинствам Покаяния, Евхаристии (святого причастия) или Елеопомазания в православном храме? Документ «Основные принципы отношения РПЦ к инославию» (2000 года) гласит, что «Единство Церкви есть прежде всего единство и общение в Таинствах. Но подлинное общение в Таинствах не имеет ничего общего с практикой так называемого «интеркоммуниона». Единство может осуществиться только в тождестве благодатного опыта и жизни, в вере Церкви, в полноте таинственной жизни в Духе Святом». По сути, здесь проявляется разрешающая сила документа. Но на практике все не так просто. Иеромонах РПЦ, а ранее — итальянский историк Д. Гуайты считает, что двойственность толкования скорее намеренная, оставляющая некоторую свободу священникам действовать в рамках сложившихся обстоятельств. Вместе с тем, подчеркивающая различие взглядов на богословие, Символ Веры и другие расхождения в толкованиях, служении и традициях.
Например, до середины 80-х гг. 20 века РПЦ часто оказывала евхаристическое гостеприимство местным и приезжим католикам, поскольку найти католического священника в СССР было сложно. Но постановлением Константинопольского Синода от 27 июля 1986 года эта практика была прекращена с формулировкой «не получила развития». Но такая формулировка оставила место для различий в интерпретациях и ряд священников продолжали оказывать и до сих пор оказывают таинства католикам.
Таким образом, что касается Причастия православного христианина в католическом храме, оно может быть совершено по просьбе и настрою прихожанина в том случае, если к этому склоняет необходимость или духовная польза и нет опасности безразличия, а также заблуждения.
Католик сможет причаститься в православном храме только после того, как известит священника этого храма, что он хочет принять Евхаристию и если священник согласится преподать ему испрашиваемое таинство.
Читайте наши статьи на Дзен