Мубах: почему не все мужчины-мусульмане имеют право на многоженство
Часто обычаи и привычки людей иной конфессии кажутся нам непонятными. Например, распространенное в мусульманских странах многоженство. Обывателю кажется, что любой восточный мужчина может жениться на нескольких женщинах сразу. Но на самом деле это не так, и такое право нужно еще заслужить.
Разрешено, но не вменено в обязанность
Мусульмане выстраивают свою жизнь по заповедям Аллаха, изложенным в священной книге ислама — Коране. Разрешение на многожёнство также есть в нём: «..то женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трёх, четырёх. Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной» (сура «Женщины», аят 3). Но в шариате есть целый свод правил и законов, та‘аддуд аз-завджат, определяющий параметры многожёнства. Так, исламские юристы и богословы различают, в зависимости от ситуации, многожёнство как мубах (разрешённое), макрух (порицаемое) и ваджиб (обязательное). Это закреплено, например, в Исламском энциклопедическом словаре, выпущенном в 2007 году.
Подчёркивается, что мужчина может иметь несколько жён (не больше четырёх), если способен обеспечить всем равное содержание и справедливое отношение. Равное — не значит абсолютно одинаковое, но всё необходимое у каждой из жён должно быть. Не может быть и резкого перепада в качестве жилья — одна живёт в хоромах, другая ютится в хибарке. Что жёны должны жить в разных домах, хотя бы в разных помещениях одного дома, неоднократно подчёркивается. Причём на житьё в одном доме должны согласиться сами жёны, это не зависит от воли мужчины. Имам Ибн К’удама: «Человек не должен объединять двух жён в одном доме, кроме как с их соизволения. И нет разницы между молодыми жёнами и старыми, поскольку в этом может быть для них вред, который станет причиной ревности и вражды. Нахождение жён в одном доме может привести к спорам и баталиям».
Также мужчина должен уделять каждой из жён равное количество времени, включая ночные часы. А вот любить всех одинаково он не обязан, тут исламские богословы единодушны: как измерить и разделить любовь?
А как же султанские гаремы в прошлом, может спросить иной дотошный читатель. Так там было чёткое разделение на жён и наложниц, при этом выполнялись условия про равное обеспечение и, для жён, про житьё в разных домах.
Современные исламские богословы, развивая интеллектуальное наследие предков, указывают, что многожёнство благотворно сказывается на моральном и физическом состоянии как народа, так и его отдельных представителей: нет прелюбодеяний, в отношениях царит мир и гармония, увеличивается народонаселение.
Экономика и престиж
Впрочем, если подходить к многожёнству (полигамии) с материалистических позиций, то важную роль в этом феномене играют соображения престижа через демонстрацию достатка: мужчина способен содержать нескольких жён и их детей. В частности, в материалах факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ указывается, что полигамны только 3-5% браков в Северной Африке, Сирии и соседних странах, в государствах Персидского залива показатель чуть выше, 8-19%. И если для женщины полигамия, увеличивая шанс на первый и последующий браки, снижает возраст вступления в брак, то для мужчины — наоборот. Ему важно заработать достаточно денег для содержания второй и последующих жён и приходится в молодом возрасте быть экономически активным и создавать достаток. В итоге, например в ОАЭ, средний возраст мужа в полигамных семьях на 11 лет больше, чем в моногамных, и составляет 39,6 года.
Многочисленные отечественные и зарубежные исследования демографов и социологов в XIX-XXI веках дают следующую картину ситуации полигамии с точки зрения женщин и рождаемости: каждая женщина в полигамной семье рожает меньше детей, сохраняя здоровье, но общая рождаемость увеличивается. При этом растёт количество женщин, состоящих в браке, в том числе, после развода или смерти мужа. При полигамии меньше вдов и сирот.
Читайте наши статьи на Дзен