Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2013-12-06 18:48:04

Кубовая набойка

 Забытое ремесло — «кубовая набойка». Откуда оно к нам пришло? Почему исчезло более чем на 70 лет? И почему среди набойщиков почти не было женщин?

В основе искусства «кубовой набойки» 2 процесса (слова) –набойка и кубовое крашение индиго. От них ремесло и получило свое название. В чем же была суть этого процесса? На ткань, подготовленную для набойки, наносят резервный состав для того, чтобы во время крашения эти места остались белыми. Затем красят в кубе – емкости с раствором индиго. После удаления резерва открывается не прокрашенная ткань – белый орнамент. Ткань тщательно выполаскивают и сушат.

Один из ранних образцов набойки, исполненной с применением резервного состава и крашения в индиговом кубе – льняная ткань из Египта , датированная IV в. с изображением Благовещения ( музей Виктории и Альберта, Великобритания).

В древности орнамент наносили на ткань вручную при помощи резных досок или трафаретов. Резервом служил воск, восковые составы или составы на основе клеев и глины с медным купоросом. Последний метод и получил распространение на Руси примерно с XVII века. Состав называли «вапой». Орнаменты у нас наносили резными досками «манерами».

Для этого на подушечку кистью наносили вапу, затем несколько раз набойную доску прикладывали к этой подушечке, и когда доска набирала достаточное количество вапы печатали – «набивали» на холсте, так производился каждый отпечаток. При необходимости (зависело от состава и консистенции вапы) по доске ударяли несколько раз деревянным молотком — «колотушкой». Затем хорошо просушивали набитые холсты и красили в индиго.
Этим промыслом занимались красильщики или синильщики, владевшие небольшими мастерскими и обслуживавшие население окрестных деревень. В каждой мастерской существовал узорник или «заказник», «манерник» — многометровый холст с отпечатками всех имевшихся досок.

По нему принимали заказы на изготовление набойки с соответствующим орнаментом. Приемщик делал одинаковые зарубки на «жеребьях» (деревянные палочки), с обозначением орнамента, потом жеребье раскалывал пополам, одну часть крепил к принесенному рулону льна, вторую отдавал заказчику. Впоследствии заказчик получал окрашенный холст по этому жеребью. Зарубки на палочке совпадали с теми, которые были на второй половине, прикрепленной к рулону.

Кубовая набойка ХIХ века выполнялась в разных оттенках синего – от глубокого темного до более светлого. Иногда она расцвечивалась масляными красками (красной, зеленой, желтой).

С середины XIX в. желтую и зеленую набойку стали делать уже не за счет масляной краски, а употребляя «вапу» разного состава.

К середине XIX века из всех видов узорных тканей набойка стала самой доступной. Одежду из нее носили и деревенские жители, и небогатые горожане. Набивную ткань использовали для церковных облачений, полковых знамен и шатров. И, конечно же, в домашнем обиходе. Из нее делали занавески, полавочники. Обклеивали ею сундуки и делали переплеты для книг. Шили телогрейки, кафтаны и сарафаны, порты и рубахи.
Однако к концу XIX века набивное дело начало приходить в упадок. Развивалась мануфактурная промышленность. Новый виток популярности кубовая ручная набойка получила в начале XX в. После революции некоторые мастерские просуществовали до начала 30-х годов.

Сейчас  искусство набойки возрождается. Появляются отдельные ремесленники, а порой и целые мастерские. Правда, XXI век вносит свои коррективы.

Некоторые используют полностью или частично современные красители и материалы, а кому-то интересно максимально воссоздать аутентичный способ кубовой набойки. Трансформируются мотивы. Благодаря энтузиазму этих мастеров набойка опять входит в нашу жизнь.
А художников, занимающихся именно кубовой набойкой, и вовсе единицы. Одним из таких мастеров стала Марионилла Саламатова из Сергиева Посада. Она возрождает старинную технику почти 2 года.

— Марионилла, как ты начала заниматься набойкой?

— Все началось с вышивки. Лицевым шитьем занимаюсь около 20 лет. Все нити и ткани, за редким исключением, окрашиваю вручную, натуральными красителями, в соответствии с эскизом. Хороший синий цвет можно получить только окрашивая в индиго. Растительный пигмент индиготин в наибольшем количестве содержится в двух растениях: вайде и индигофере красильной. Так я познакомилась с кубовым крашением – индиготин нерастворим в воде, а значит и текстильные волокна невозможно покрасить в простом экстракте. Нужно нерастворимую форму перевести в растворимую – индиго в лейкоиндиго — белое индиго. Затем в интернете увидела работы Елены Диковой. Ее творчество послужило толчком к поиску интересных, лично для меня, тканей раннего средневековья, исполненных в технике резервной набойки и т.п. техниках. Оказалось, что кубовые ткани не ограничиваются этнографическим периодом, чему я очень обрадовалось. На данный момент собрался большой материал по ранней набойке, не только орнаментальной, но и с изображениями святых и праздников – это иконы 5-7вв. из Египта. Постепенно нашлось достаточно много литературы, и таким образом двигаюсь вперед.

— То есть можно сказать, что ты освоила это ремесло по книжкам?

— Можно сказать по литературе и методом экспериментирования.

— Удивительно. Марионилла, а почему так мало мастеров занимаются именно кубовой набойкой?

— С одной стороны, это намного вреднее, чем акрил или масляные краски. Приходится дышать солями металлов, которые содержатся в вапе. С другой стороны, намного больше и временные затраты. Само крашение занимает много времени, процесс многоступенчатый. Также нельзя просто взять ткань, ее еще нужно приготовить к крашению, смыть аппрет (фабричная пропитка ткани), высушить, выгладить. Раньше синильщиками в основном были мужчины. В искусстве почти не бывает безвредных техник. Помните историю про золочение куполов Исакиевского собора?

— Нет.

— При золочении умерло 60 мастеров. Тогда это делали ртутным способом. Скорее всего, они знали на что шли.

— Марионилла, а как обстоит дело с тканью? Какую ткань ты выбираешь для набойки?

— В основном покупаю русский или белорусский лен. Или использую этнографический лен, домотканый.

— Марионилла, а можно ли выиграть какой-то грант или получить поддержку от государства на развитие старинного ремесла?

— У меня не возникало желания искать чьей-то помощи, все же для меня важно сохранять независимость – это дает свободу действий. Я рада моральной поддержке главы нашего сергиево-посадского отделения Союза художников России Ивана Ивановича Харченко. Сам он занимается батиком и наши текстильные проблемы принимает близко к сердцу. Но некоторые мастера имеют финансовую поддержку в лице Домов народного творчества, грантов, частных меценатов, что помогает более активному распространению набойки.

— Марионилла, спасибо большое за разговор.

— Благодарю Вас за интерес к этому виду искусства.

Удивительно, как мастера подобные Марионилле, не теряют энтузиазма и веры в свое дело. Они продолжают свой ежедневный тяжелый труд, что бы мы – жители мегаполисов – могли бы соприкоснуться с прошлым и увидеть забытую красоту.

Анастасия Некрасова

Подробнее о творчестве Мариониллы тут

Все о набойке мастерской Лазурит Индигович тут

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: