Правда ли, что мусульманин может зайти в храм, а православный в мечеть – нет
Иногда спрашивают: правда ли, что мусульмане могут посещать православные храмы, а православным в мечети вход воспрещен?
Зачем пришел в Дом Божий?
Запреты на посещение религиозных сооружений других конфессий не действуют, если речь идет об осмотре достопримечательностей в ходе экскурсий. Туристов не спрашивают, какой веры они придерживаются, лишь просят соблюдать определенные правила: прикрывать руки и ноги, а женщинам покрывать голову. При входе в мечеть также следует снимать обувь. Но если в православном храме нехристианин может стоять среди верующих, то в мечетях иноверцы располагаются на специальных ярусах.
Правила касаются не только дресс-кода, но и поведения, и они одинаковы при посещении любого дома Божьего: нельзя громко разговаривать, в том числе принимать звонки по мобильному телефону; устраивать себе перекус, есть, например, бургеры или бананы; нежелательно входить во время молитвы, и тем более отвлекать молящихся своими вопросами. Проявление уважения к другой религии снимает запреты на посещение религиозного объекта. Более того, батюшка или мулла не откажут никому в беседе – и неважно, в кого верует пришедший — в Аллаха или Христа, является он сомневающимся или атеистом.
Запреты все-таки есть
Одним из грехов и в православии, и в исламе считается идолопоклонничество, поэтому мусульманам не стоит креститься или прикладываться к иконам. Аналогичный запрет действует и для православных – им в намазе участвовать нельзя. Однако мусульманин может поставить свечку в храме, а православный оставить при выходе из мечети садаку – такие добровольные пожертвования рассматриваются как дань уважения.
Стереотип о том, что православным нельзя заходить в мечети, сохраняется из-за того, что существует место, куда закрыт вход для всех, кроме правоверных мусульман. Имеется в виду Заповедная мечеть в Мекке. К примеру, в Коране (9:28) говорится только о многобожниках — нечистых, которым не должно «приближаться к Заповедной мечети». В Коране также указывается, что «не полагается многобожникам оживлять мечети Аллаха» (9:17). Некоторые полагают, что здесь речь идёт обо всех мечетях, но согласно трактовке одной из наиболее распространенных школ ислама — ханафитского мазхаба, табу связано лишь с Заповедной мечетью, а не со всеми домами Аллаха.
Сторонники ханафитского мазхаба выступают за то, чтобы иноверцам не препятствовали входить в мечети, но только после разрешения муллы. По мнению исламского богослова ан-Навави, немусульмане имеют право посещать мечети вне Мекки, но при условии, что мусульмане-прихожане относятся к этому одобрительно. Согласен с такой точкой зрения и другой авторитетный богослов – Али аль-Мардави.
Читайте наши статьи на Дзен