Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2019-11-08 14:17:45
Ярослав Горбунов

Что символизируют части тела в русской иконографии

Религиозным изображениям человечество всегда придавало огромное значение. Как нарисовать Бога? Допустимо ли это вообще? И как за человеческим обликом Иисуса разглядеть его божественную суть? Шаг за шагом были выработаны определенные правила, касательно того, какие части тел святых допустимо рисовать на иконах и какие тайные смыслы несут эти картины.

Голова

В христианской традиции голова всегда воспринималась как вместилище разума, место, где идет диалог с Богом и принимается решение о выборе своего пути. Ореол вокруг головы на иконах и картинах говорит о просветлении персонажа, о том, что он выбрал «божий путь», отказавшись от земных соблазнов ради веры и чистоты душевной.

В облике женских персонажей важное значение имеют волосы. Дмитрий Ровинский в своем многотомном труде «Материалы для русской иконографии» обращает внимание на два основных способа изображения волос у женщин:

  • завязанные узлом или укрытые головным убором – у замужних женщин;
  • непокрытые и неуложенные – у незамужних женщин и/или девственниц.

Кроме того, распущенные волосы рыжего цвета у женщин символизируют страсть и похоть, а у мужчин – мужскую силу.

Отдельно стоит сказать про глаза. В иконографии они выступают связующим звеном между телесным и духовным. Именно через глаза свет духовный проникает в наш физический мир, поэтому у святых на картинах всегда очень выразительный и строгий взгляд — он как бы символизирует накопленный опыт общения с Богом.

Руки

Как пишет Никодим Кондаков в своей серии трудов «Иконография», смысл иконы во многом определяется положением рук и жестами, изображенных на ней святых. За столетия иконописи в христианской традиции сложились следующие каноны:

Благословление. Пальцы правой руки сложены буквами I и X или троеперстием. Такие жесты символизируют благословение именем Господа или Святой Троицы. Так изображают Иисуса и святителей – митрополитов, патриархов, епископов;

Ладонь праведника. Рука у груди, обращенная ладонью к смотрящим. Такой жест свойственен праведникам и мученикам и символизирует их открытость, отсутствие злых помыслов;

Две открытые ладони у груди. Данный жест трактуется как молитвенное обращение к Господу;

Рука у сердца. Символизирует, что изображенный святой вел монашеский или отшельнический образ жизни и преуспел в сердечной молитве;

Руки, скрещенные на груди. Жест покаяния, символизирующий крест и принадлежность Иисусу. Характерен для преподобных-девственниц;

Крест в руках. Изображается у святых, принявших мученическую смерть, как символ креста, на котором умер Иисус;

Стилус в руках. С палочкой для письма изображены евангелисты и автор Псалтыря – пророк Давид;

Книга или свиток в руках. С книгами или свитками изображается и Иисус, и сам господь, и многие святые. Это символ слова Божьего, который они несут миру.

Иногда на иконах в руках у святых изображается предмет, присущий им в земной или небесной жизни. Например, у апостола Петра – ключи от Царства Небесного, у целителя Пантелеймона – ларец с лекарствами, у Марии Магдалены – сосуд с миром и т.д.

Ноги

Ноги в иконографии символизируют связь с грешной землей, по которой они ступают. Обычно обутыми изображают святых в их земной жизни – до того, как они познали Царство Небесное – что символизирует их смирение. Босые ноги означают ступание на святую землю и присутствие Бога. Сам Иисус почти всегда на иконах босой, так как он безгрешен и свят, и никак не связан с землей.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: