Птица-тройка
Самой дорогой картиной, проданной на русских торгах в этом году, стала «Рыночная площадь в Угличе (Тройка в Угличе)» Константина Юона. 18 мая 2013 года на аукционе «Русская эмаль» ее продали за 76 миллионов рублей. Знак будущего 2014 года стал главным символом торгов. А помним ли мы, как «родилась» птица-тройка?
Русская тройка – история, традиция, символ, не имеющий аналогов ни в одной стране мира. Кто лучше расскажет о русской удали, безудержной радости и загадочной русской душе… Иностранец, впервые видевший тройку, замирал в удивлении. «И было от чего! На его родине не существовало упряжки, равной по скорости и красоте русской тройке».
XVII век – время рождения тройки. До этого лошадей запрягали в упряжку по одной. При необходимости запрягали несколько лошадей. Тогда они шли гуськом. Потом появились парная, а на ее основе — тройка. Однако популярной она стала не сразу. И на первых порах применялась крайне редко.
Лишь к началу XVIII века тройку оценили по достоинству. Высокая скорость, выносливость, большая грузоподъемность и хорошая проходимость. Благодаря этим качествам уже к концу века применение тройки лошадей официально узаконили. С тех пор тройки лошадей возили с ветерком сани, телеги, кибитки и тарантасы.
Принцип езды
Рекордная, по меркам лошадиной упряжки, скорость, 45-50 км/ч, достигалась за счет своеобразного сочетания «походки». Центральная лошадь, называемая «коренник», пускается быстрой рысью, а пристяжные лошади скачут галопом и как бы «несут» на себе коренника. При такой езде все три лошади медленнее устают и могут долгое время поддерживать высокую скорость.
«Русская троечная упряжь исключительно рациональна, и в ней нет ни одной лишней детали».
Украшение русской тройки
Русская тройка всегда отличалась обилием декора. Каждый «троечник» стремился добиться того, чтобы его тройка была самой яркой и узнаваемой.
Деревянные клещи хомутов покрывали росписями и резьбой. Кожу седелок, шлей, узд и шорок украшали тиснением и металлическим набором из литых деталей разной формы. Порой, даже из серебра. К уздам и шлеям крепились яркие кисти.
Вряд ли, житель начала XIX века мог представить себе русскую тройку без знаменитой дуги коренника. Эту самую значимую часть упряжки богато украшали резными геометрическими фигурами и расписывали золотой краской, «чтобы сверкала на солнце и была видна издалека». Позднее поверх «золота» начали прорисовывать тонкие черные или красные графические узоры и растительный орнамент.
Русский колокольчик
С ростом популярности тройки, конный «транспорт» заполнял улицы городов. Правил дорожного движения как таковых не было. И первой возникла потребность в специальных сигнальных средствах. Они должны были издавать звуковые сигналы, слышимые на значительном удалении и выполняющие две задачи. Первая — потребовать от пешеходов и экипажей немедленно освободить дорогу, вторая — известить персонал очередной почтовой станции о необходимости своевременно подготовить смену уставшим лошадям. Продолжительные остановки для перепряжки лошадей были недопустимы.
В странах Западной Европы в качестве звукового сигнального средства широко использовался в то время почтовый рожок. Попытки привить российской почте рожок предпринимались со времен Петра I, но окончились неудачей. Ямщики предпочитали обходиться удалым свистом и молодецкими криками, призывая встречных и попутных уступить дорогу.
Ямщиков наказывали штрафами и побоями, но наказания не помогали. Однако и почтовый рожок остался лишь эмблемой российской почты. Роль сигнального устройства досталась русскому изобретению — бронзовому колокольчику. Начиная с конца 18 века, звон колокольчика оповещал о приближении «птицы-тройки» за две версты.
Езда троек со звоном, принявшая массовый характер, нередко вносила сумятицу в работу почтовой службы. Ямщики на почтовых станциях, заслышав звон колокольчика, часто бывали не готовы, думая, что едет какое-то частное лицо, а не почта.
Многочисленные жалобы почтового ведомства на любителей ездить со звоном привели к тому, что правительство не раз в XIX веке издавало постановления, запрещавшие употребление колокольчиков частными лицами.
Разрешение давалось только тем, кто служил на почте или в земской полиции, и лишь на время исполнения ими служебных обязанностей.
Однако подобные запреты научились обходить. С середины XIX века на шеи всех трех лошадей стали надевать кожаные ошейники с укрепленными на них гирляндами бронзовых бубенцов.
Раз на бубенцы запреты не распространялись, то эти приятные звучащие предметы можно было применять в неограниченном количестве. Отсутствие ограничений на число употребляемых бубенцов привело к тому, что из множества бубенцов, подобранных по размеру, а, следовательно, и по тону, стали создавать «гамму» — созвучную группу, производившую при езде «согласный» звон.
К концу XIX века запреты на применение колокольчиков утратили свою силу. На тройках стали одновременно употребляться как бубенцы, так и колокольчики. Два-три десятка бубенцов вместе с 1-3 колокольчиками специально подбирались в созвучие. Этот ансамбль был по своему звучанию совершенно неповторим и вошел в историю под названием «ямской гармони».
«Модная» тройка
В Петербурге русская тройка представляла собой «необходимую принадлежность обеспеченной молодежи, кутил и повес, прожигающих жизнь в свое удовольствие. Поездки за город на тройках на пикники, в которых «для большей светскости» принимали участие дамы и барышни, были в большой моде.
В начале зимы появлялась санная дорога. И можно было устремляться за город, на Острова. Среди катающихся были и представители высшего общества, и известные артисты петербургских театров и даже иностранные артистки. Известно, что приезжие звезды испытывали «совсем особенное пристрастие к катанью на санях».
Заграничные красавицы-артистки, приезжавшие на гастроли в Россию зимой, считали своим долгом прокатиться на знаменитой русской тройке, о которой складывались легенды, а порой и просто небылицы.
Те, кто хоть раз прокатились в санях знаменитой русской упряжки, забыть этого не могли. Знаменитая французская эстрадная певица Иветт Гильбер, впервые приехавшая в Петербург в декабре 1898 года, так вспоминала о той поездке:
«Птицы, а не кони, несли нас во весь опор по направлению к Озеркам. Дух захватывало, и грудь как-то нервно сдавливало! Могу лишь сказать вам, господа, одно, что в эти минуты я жила без вас и без всего окружающего. Я уносилась куда-то ввысь, вдаль… это были единственные и исключительные минуты в моей жизни. Никогда не забуду этих странных моментов».
Эпоха знаменитых русских троек подошла к концу, когда конный транспорт вытеснила железная дорога и автомобили. С середины XIX столетия поезда начали вытеснять русскую тройку с почтовых трактов в сельские местности. XX век положил конец двухвековой истории тройки. Но, тем не менее, сохранила популярность как неизменный атрибут народных гуляний. И осталась живой и для нас — в великих произведениях русской литературы, живописи, в многочисленных народных песнях и романсах.
Анастасия Некрасова
Читайте наши статьи на Дзен