Древнерусские саркофаги: почему до XV века на Руси хоронили в каменных гробах
Каменные гробы или саркофаги появились в погребальной традиции Руси в XI веке, когда проходила активная христианизация всех сторон общественной жизни. До принятия крещения славяне-язычники придавали умерших земле без использования каких-либо гробов, опуская в прямоугольную яму тело, обёрнутое в бересту.
Социальная градация
Доставшийся славянам от византийцев обряд погребения, предусматривал помещение тела в некую оболочку, служившую ему последним домом, так возникла необходимость в гробах.
Из работ археолога и специалиста по московской некрополистике, Татьяны Пановой, достоверно известно, что средневековые захоронения на Руси ХIV-ХVI веков делились на три типа, соответствовавшие статусу и материальному благосостоянию покойного.
Представили княжеского рода и высшие церковные иерархи находили последний покой в дорогостоящих, богато орнаментированных каменных саркофагах, которые устанавливались внутри церквей или в специальных храмовых усыпальницах, склепах.
Богатые и власть имущие горожане хоронили своих родственников преимущественно на монастырских кладбищах или некрополях в добротных деревянных гробах, поверх которых устанавливали каменную плиту с эпитафией.
Бедные слои населения использовали самые дешёвые гробы, которые опускали в ямы на территории кладбищ, обустроенных за пределами поселений. Над могилами они вероятнее всего водружали деревянные памятные знаки, которые из-за особенностей этого материала не сохранились до наших дней.
Каменные гробы
Специалист по древнерусскому искусству Татьяна Самойлова полагает, что традиция погребения в каменных гробах укоренилась на Руси до XV века ввиду стремления русских правителей продемонстрировать всем приверженность византийским ценностям и культуре.
Более того такой способ захоронения был ссылкой на Святой Гроб Господень в Иерусалиме, представлявший собой прямоугольный саркофаг из обтёсанных плит, одна из которых служила крышкой.
И хотя этот «героический» вид погребения стал знаком славянам со времён крестителя Владимира, широкое распространение среди княжичей он получил при правлении его сына.
В своей работе «Священное пространство княжеского гроба», вошедшей в сборник «Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси» искусствовед заострила внимание на древнейшем монолитном саркофаге Киевской Руси – каменном гробе Ярослава Мудрого.
Желая обрести вечный покой по примеру раннехристианских императоров из Восточной Римской империи (до XI века), и тем самым заявить о своём высоком статусе, Ярослав Мудрый распорядился похоронить его в монолитном саркофаге в усыпальнице Софийского собора Киева.
Этот центральный храм Руси должен был превратиться в аналог константинопольской церкви Святых Апостолов, где располагался императорский некрополь, нёсший репрезентативную функцию.
Саркофаг Ярослава Мудрого был изготовлен византийскими мастерами из цельной глыбы проконесского мрамора, и, будучи накрытым двускатной крышкой, очень походил на традиционное жилище. Имея параметры 2,36 м× 1,22 м× 1,65 м, он был богато украшен резными христианскими символами.
Типы каменных гробов
Татьяна Панова в книге «Царство смерти. Погребальный обряд средневековой Руси XI-XVI веков» отмечала, что на сегодняшний день археологами обнаружено около 200 древнерусских саркофагов, которые можно разделить на четыре подгруппы.
В классификации автора выделены саркофаги-ящики, саркофаги антропоморфной формы, саркофаги с закругленной головной частью и саркофаги ладьевидной формы.
Однако для всех их характерна такая странная деталь как отверстие в днище и крышка, которая могла иметь плоскую, двускатную или сводчатую форму.
Саркофаг-ящик
К первому типу Т. Панова относила каменные гробы, напоминающие по форме ящики, которые в свою очередь подразделялись на два вида: прямоугольные, не имевшие орнаментированного внутреннего пространства и трапециевидные, расширявшиеся в головной части.
В свою очередь прямоугольные саркофаги делились на те, что созданы из монолита, те, что собраны из огромных плит путём скрепления при помощи скоб или системы пазов, а также те, которые только имитировали свою составную сущность.
Самый ранний саркофаг-ящик датируется XI веком и принадлежит к числу монолитных каменных гробов. К ним же относятся саркофаги, обнаруженные в Успенском соборе Галича, известняковые гробы смоленской церкви Бориса и Глеба, белокаменные «ящики» Старой Рязани.
К скреплённым саркофагам относятся образцы, найденные в Вышгороде и Переяславе-Хмельницком, однако наибольшая концентрация подобных конструкций в домонгольский период приходилась на Киев и Новгород.
Трапециевидные каменные гробы тоже были монолитными (саркофаг владимирского князя Всеволода III) и составными (саркофаги Десятинной церкви), а также имели подвид с особой нишей для головы усопшего (саркофаг Феодосии).
Каменные гробы антропоморфной формы
Древнерусские саркофаги антропоморфной формы очертаниями напоминали человеческое тело и были свойственны для XIV — первой половиной XVII веков. Абсолютное большинство обнаруженных на сегодняшний день подобных каменных гробов обладают выступающим округлым оголовьем, в то время как у всех находок некрополя церкви Вознесения Московского кремля изголовье имеет однозначную прямоугольную форму.
Ладьевидные и закруглённые саркофаги
Ладьевидные саркофаги представляли собой монолиты, сужающиеся к головной и ножной части, с крышкой имеющей ребристую поверхность и корытообразную выемку на тыльной стороне. Такие каменные гробы были характерны для склепов Новгорода и его окрестностей.
Что касается прямоугольных саркофагов с закругленной головной частью, то обнаружены они были в количестве двух штук при археологических работах на территории Московского Кремля и предназначались для захоронения детей.
Белокаменная плита
В XIV–XV веках, когда осаждённую монголо-татарами Русь распирали междоусобные войны, князья из-за отсутствия финансовых средств, всё реже стали возводить храмы с родовыми усыпальницами.
Постепенно каменные гробы стали вытесняться другим видом надгробия – орнаментированной белокаменной плитой, служившей памятником усопшему.
Ввиду доступности этого материала, подобные мемориалы на Руси получили повсеместное распространение. К тому же росту популярности простых белокаменных плит способствовало прочное укрепление христианства с его постулатами всеобщего равенства перед лицом смерти.
Читайте наши статьи на Дзен